Главная» 10 класс » Литература

План конспект по литературе 10 класс Урок 64 ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЬЕСЫ «ГРОЗА».
06.10.2017, 20:21

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ И РАССТАНОВКА
ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ В «ГРОЗЕ»
Цели: рассказать учащимся о творческой истории пьесы «Гроза»; рассмотреть различные оценки «Грозы» и выразить свое отношение к прочитанной пьесе; выяснить, в чем суть основного конфликта; познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского… В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее.
Н. Добролюбов
I. Вступительное слово учителя.
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ «ГРОЗЫ»
В 1856 и 1857 годах А. Н. Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Сохранились дневниковые записи Островского под названием «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». Поездка по Волге, пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о русской действительности.
Один из участников экспедиции С. В. Максимов писал: «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы».
Известный литератор и театрал XIX в. С. А. Юрьев продолжил: «"Грозу" не Островский написал… "Грозу" Волга написала».
Таким образом, именно путешествие по Волге положило начало работе Островского над «Грозой». Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 г. Впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера «Грозы» в Малом театре, а 2 декабря 1859 года – в Александринском театре.
Сохранились воспоминания актрисы, первой игравшей роль Кабанихи на русской сцене, Н. В. Рыкаловой: «Александр Николаевич Островский был большой друг нашего театра… вскоре собрал нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение. Общее восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого писателя, предрекая заранее успех пьесе и крепко пожимая счастливому автору руку».
«Гроза» была напечатана в первом номере журнала «Библиотека для чтения», а вскоре вышла отдельным изданием в 1860 году.
Пьеса стала крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни. Через год после появления Островский за пьесу «Гроза» был удостоен Большой Уваровской премии, в то время это была высшая награда за драматическое произведение.
Критики по-разному оценивали «Грозу» и ее главную героиню. Высшую оценку пьесе дал Н. А. Добролюбов в статьях «Луч света в темном царстве»  (1860)  и  «Темное  царство»  (1859).  Единодушны  с  ним  были И. А. Гончаров, П. П. Плетнев, А. Д. Галахов.
Оценка «Грозы» Л. Толстым (из письма А. Фету): «"Гроза" Островского есть, по-моему, плачевное сочинение». С ним был согласен А. Фет.
Выдающийся мыслитель и прогрессивный критик Д. И. Писарев написал статьи «Мотивы русской драмы» (1864) и «Посмотрим!» (1865), в которых возразил Н. А. Добролюбову. Признавая некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал «Грозе» и ее героине Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по мнению Писарева, не «луч света в темном царстве», а «вечное дитя», «несчастная жертва».
Великий артист М. С. Щепкин с горечью и обидой отозвался о произведении Островского. 31 октября 1859 г. он ушел за кулисы во время репетиции «Грозы» в Московском Малом театре.
II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
Долгое время считалось, что в основе сюжета «Грозы» – нашумевшее «клыковское дело». В 1859 г. в Костроме девятнадцатилетняя Клыкова Александра Павловна ушла из дома, и тело ее нашли в Волге. При судебном разбирательстве выяснилось, что веселая и добрая Александра Клыкова была выдана замуж в купеческую семью. Деспотичная и угрюмая свекровь всячески притесняла сноху, а безвольный сын не мог защитить молодую жену. Но тут появился служащий почтовой конторы Марьин, которого Клыкова полюбила.
Далее выяснилось, что «Гроза» была написана раньше, чем происходили реальные события в семье Клыковых. Но совпадения потрясающие!
Драму «Гроза» Островский написал почти полтора века назад. Казалось бы, что нам сегодня до Катерины? Но пьеса до сих пор волнует и зрителей, и читателей. Одна из причин в том, что драматург воссоздал в произведении необычайно яркие, живые и, к сожалению, узнаваемые в сегодняшней жизни характеры. Другая причина – автор не просто создал запоминающиеся картины нравов, но и обратился к «вечным проблемам» – проблемам нравственности, человеческого достоинства, любви, счастья, противоречиям между велением сердца и долга.
III. Объяснение нового материала.
Лекция учителя (краткое изложение).
ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ И СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ
В драме «Гроза» автор поставил перед собой задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства». Он показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни» (А. А. Зерчанинов).
Суть основного конфликта такова. По словам Ю. В. Лебедева, это конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.
В драме выступают две группы жителей провинциального города Калинова. Одна из них олицетворяет власть «темного царства». Это Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савёл Прокофьич – грубые, деспотичные и невежественные, враги всего нового.
К другой группе относятся «жертвы» «темного царства». Это Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон, униженные и угнетенные, но все-таки способные на протесты и по-разному его выражающие.
IV. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Назовите действующих лиц «Грозы». Что означают их имена и фамилии? (Толкование имен – см. [28]*.)
Екатерина – разговорное Катерина, от греческого katharios – чистая, благопристойная.
Варвара – от греческого barbaros – иноземка, чужестранка.
Марфа – от арамейского marta – госпожа.
Борис – сокращение имени Борислав, от бор – борьба, слав – слава.
Савёл – от  Савелий,  древнееврейское  имя  Саул  –  испрошённый
(у бога).
Тихон – от греческого tychon – удачный, спокойный.
2. Расскажите о героях пьесы (их внешность, манеры, поступки, особенности речи).
3. Почему «Гроза» открывается песней Кулигина?
4. Какую роль в пьесе играет пейзаж?
V. Чтение по ролям I действия (если останется время).
Домашнее задание.
1. Сочинение-миниатюра «Значение пейзажа в пьесе «Гроза».
2. Рассказ о городе Калинове и его обитателях.
3. Чтение по ролям. Заранее распределить роли, отобрать тексты для чтения о явлениях природы.
 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.11.2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar