Главная» 10 класс » Литература

План конспект по литературе 10 класс Урок 70 ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. ГОНЧАРОВА. ТРИ РОМАНА – «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ», «ОБЛОМОВ», «ОБРЫ
06.10.2017, 20:23

Цели: познакомить учащихся с судьбой писателя; дать общее представление о его романах, в которых писатель исследует один и тот же конфликт – конфликт между старой и новой Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни.
Наглядные пособия: портреты писателя, выставка различных изданий книг Гончарова.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
…То, что не выросло и не созрело во мне самом, что я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу!
…Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, – словом, писал и свою жизнь и то, что к ней пристало.
И. А. Гончаров
I. Вступительное слово учителя.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. А. ГОНЧАРОВА
Иван Александрович Гончаров (1812–1891) – талантливый русский писатель и критик, творческая деятельность которого продолжалась несколько десятилетий. Гончаров – автор трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Сам писатель указывал, что видит «не три романа, а один… Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей – перехода от одной эпохи русской жизни… к другой». В этом смысле произведения Гончарова можно назвать трилогией.
Лучшим романом критики считают роман «Обломов».
«Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей», – отметил А. Ф. Кони.
Одновременно  с  Гончаровым  жили  и  писали  Н. Гоголь,  И. Тургенев,  Н.  Некрасов,  Н.  Чернышевский,  Н.  Добролюбов,  В.  Белинский,
А. Островский, Л. Толстой, А. Чехов. Какие имена в русской литературе!
И. Гончаров, свободно владея английским, немецким и французским языками, хорошо знал произведения зарубежных писателей: Бальзака, Диккенса, Флобера.
Но лучшим среди всех Гончаров считал А. С. Пушкина. В сентябре 1832 года Пушкин посетил Московский университет, и Гончаров воочию увидел любимого поэта. Впоследствии он вспоминал: «…для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзией, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование». На всю жизнь Гончаров сохранил восторженное отношение к великому поэту.
II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве И. А. Гончарова.
Хронологический план:
1812 г. – дата рождения писателя. Родился в г. Симбирске в купеческой семье.
1821 г. – смерть отца. Заботу о детях взял на себя Н. Н. Трегубов, бывший морской офицер, поселившийся в доме Гончаровых. Мать Авдотья Матвеевна вела торговые дела семьи.
1822–1830 гг. – учеба Гончарова в Московском коммерческом училище. Восьмилетняя учеба оставила у юного Гончарова неблагоприятное впечатление.
1831–1834 гг. – студент Московского университета словесного отделения. Его интересовали вопросы истории литературы, изобразительных искусств, архитектуры. Самое яркое впечатление – посещение университета Пушкиным. «Как велико было наше наслаждение – видеть и слышать нашего кумира», – писал Гончаров.
1835 г. – начало службы в Петербурге в качестве переводчика в министерстве финансов.
1844–1847 гг. – работа над романом «Обыкновенная история». Отзыв В. Г. Белинского: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный!»
(Главный герой Александр Адуев – романтик и мечтатель. В деловом Петербурге под влиянием расчетливого дяди Петра Адуева разрушаются романтические иллюзии Александра. Он становится преуспевающим дельцом. По словам Белинского, «Обыкновенная история» – страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму.)
1852–1854 гг. – кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» под начальством вице-адмирала Е. В. Путятина. (Гончаров во время путешествия вел записи, характеризуя в них все увиденное в Европе, Африке, Азии. Результат – двухтомная книга «Фрегат «Паллада».)
1856–1860 гг. – работа в должности цензора.
1859 г. – появление в печати романа «Обломов». Успех выдающийся!
1869 г. – выход в свет романа «Обрыв», над которым Гончаров трудился около двадцати лет. 
(Гончаров: «Этот роман была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, родную и близкую мне жизнь». Первоначальное название романа «Художник». Произведение не имело шумного успеха.)
1870–1891 гг. – замкнутая жизнь Гончарова в Петербурге. Появление в печати небольших статей и очерков: «В университете», «На родине», «Лучше поздно, чем никогда», «Слуги старого времени». Лучшая критическая статья о комедии Грибоедова «Горе от ума» – «Мильон терзаний» (1872).
Умер И. А. Гончаров в Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры на краю обрыва. Один из друзей писателя оставил воспоминания: «…Когда почил Иван Александрович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная обыкновенная история, его друзья… выбрали место на краю этого крутого берега, и там покоится теперь автор Обломова… на краю обрыва…»
III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».
Проблемы, поднятые в романе. Основные черты характера главного героя – Александра Адуева.
Домашнее задание.
1. Чтение романа «Обломов». Содержание. Сопоставление образов Обломова и его посетителей: Волкова, Судьбинского, Пенкина.
2. Пересказ главы «Сон Обломова».
3. Сочинение-миниатюра  «Каким  я  представляю  себе  Обломова?»
(«Портрет Обломова», «День Обломова»)
 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar