Главная» 10 класс » Литература

План конспект по литературе 10 класс Урок 80 ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ (ПО РОМАНУ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»)
06.10.2017, 20:30

Урок 80
ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ
(ПО РОМАНУ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»)
Цели: разобрать взаимоотношения Базарова и Аркадия Кирсанова, постараться понять неизбежность разрыва между героями, «уловить» социальную обусловленность разрыва; выяснить, какое место занимает любовь в жизни героев романа, способны ли они на сильные чувства, выдержат ли испытания любовью; показать глубокие внутренние различия Базарова и Одинцовой при некотором сходстве их натур; раскрыть (в столкновении Базарова с Одинцовой) превосходство Базарова над дворянами в сфере чувств.
Ход урока
I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».
Вопросы:
1. Чтение и анализ текста со слов: «…Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость…»
2. Как в этих словах характеризует Базаров жизнь революционеров?
3. Почему Аркадий примкнул к нигилистам? («Молодая смелость да молодой задор», Базарова же толкает на борьбу «дерзость» и «злость».)
4. Искренне ли А. Кирсанов вначале разделяет взгляды Базарова?
5. Почему, несмотря на желание, Аркадий не может сделаться «сильным, энергическим»?
6. Почему друзья разошлись? Есть ли последователи у Базарова? (Образованные  и  обеспеченные  либеральные  дворяне  стремятся к комфорту (нравственному  и  физическому).  Им  хочется  чувствовать,  что  они прогрессивные люди. Но когда приходится действовать, самовлюбленность   и   эгоизм  делают   их   неспособными   к   последовательной  борьбе («…ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить…» – говорит Базаров Аркадию). Аркадий – временный попутчик Базарова.  Аркадий  Кирсанов  не  привык  к  трудностям, в борьбе с которыми вырабатывается характер, идеи Базарова не были глубоко прочувствованы им.)
7. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?
II. Диспут  или  беседа  с  учащимися  на  тему  «Любовь  в  жизни героев».
Для  Тургенева  способность  человека  любить  –  критерий  его  состоятельности.  Своих  героев  писатель  обязательно  проводит  через  это испытание.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Какими  изображает  автор  чувства  Николая  Петровича,  их  силу и глубину?
2. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? (В памяти Павла Петровича княгиня Р. запечатлелась как «непонятный, почти бессмысленный… образ». Тургенев подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения. Павел Петрович потерпел крах в любви. Он «терзался и ревновал, не давал ей «покою, таскался за ней повсюду…» Куда девались его самоуважение и гордость?)
3. Одна из проблем романа – конфликт Базарова с миром дворянства. Взаимоотношения героя с Одинцовой – лишь разветвление этого конфликта. Каковы взгляды Базарова на любовь и женщин вообще? (У Базарова преобладает цинически-потребительский взгляд на женщину. До встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров никого не любил, поэтому у него сложилось превратное представление об этом чувстве.)
4. Что  привлекло  Евгения  Базарова  в  Одинцовой?  Как он себя ведет? (Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)
5. Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову? (Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)
6. Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь? (Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила.)
Выводы. Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств [7].
Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить.
7. Прав  ли  Достоевский,  увидевший в Базарове «признак великого сердца»?
8. Счастливы ли Аркадий и Катя? (Их чувства естественны, а потому прекрасны.)
9. Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа?
Домашнее задание.
1. Перечитать 27-ю главу и эпилог.
2. Ответить на вопросы: 
1) Отношение Базарова к родителям. 
2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни? 
3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?
 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar