Главная» 10 класс » Литература

План конспект по литературе 10 класс Уроки 85–86 «СТИХИ ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ФЕТА» (А. ЖЕМЧУЖНИКОВ)
07.10.2017, 12:45

Уроки 85–86
«СТИХИ ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ФЕТА» (А. ЖЕМЧУЖНИКОВ)
Цели: познакомить учащихся с поэтической судьбой А. А. Фета; помочь понять причину непростых отношений поэта с собратьями по перу; выделить основные темы и особенности фетовской лирики; на примере стихотворений показать, что произведения Фета, отображая природу в ее тончайших переливах и нюансах, несут в себе огромный заряд жизнеутверждающей силы.
Наглядные пособия: фотографии поэта, поэтические сборники Фета (выставка).
Ход уроков
I. Вступительное слово учителя.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. А. ФЕТА
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) – выдающийся поэт-лирик XIX века, публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев, Л. Толстой и Н. Щедрин*; А. Блок считал Фета своим учителем. П. И. Чайковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы написали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Римский-Корсаков), «В дымке-невидимке» (Танеев), «Я тебе ничего не скажу…» (Чайковский), «На заре ты ее не буди…» (Варламов) и др.
Очень  точно  сказал  о  значении творчества А. А. Фета его современник – поэт А. Жемчужников:
ПАМЯТИ ШЕНШИНА-ФЕТА
Он в мире грезы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.
Беседа с учащимися по вопросам:
1. В чем же «пленительность» стихов Фета?
2. Почему  его  судьбу  называют  одновременно  счастливой  и  печальной?
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. НАЧАЛО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ А. А. ФЕТА
Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий отец будущего поэта Иоганн Фёт – чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия.
Поэт ставит цель – вернуться в дворянское лоно Шеншиных – и с фантастическим упорством добивается ее: с 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шеншиным.
Образование. Учился  в  немецком  пансионе  в  г. Верро,  начал  сочинять стихи. Московский университет (словесное отделение) Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увлеченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ А. А. ФЕТА
Творческий дебют – первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.
Военная служба. (Цель – вернуть дворянское звание и фамилию). Военную службу в Херсонской губернии поэт подчиняет тренировке воли и выработке непоколебимого упорства «мгновенному достижению цели кратчайшим путем» [30. С. 228].
Цикл стихотворений о любви. «В душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок…», «Не вижу ни красы твоей нетленной…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» и др.
Выразительное чтение стихотворений.
Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по службе» [5]. Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.
Преобладающая тональность любовной лирики Фета – трагическая.
Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» – необычайный творческий взлет А. А. Фета.
Цикл стихотворений о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.
Выразительное чтение стихотворений о природе.
Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и коммерсантом.)
Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни обыденной, а поэзия – жизнь человеческой души и природы.
Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870–1892). «В вечер такой золотистый и ясный…» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892) и др.
Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит» [15].
Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.
Переводческая деятельность Фета. Переводит стихи античных поэтов, Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и др. В переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу буквально», – пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.
3. А. А. ФЕТ – ПОЭТ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»
Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».
Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» [6]. (Как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство. Поэт писал:
Неизбежно,            В мир стремлений,
Страстно, нежно        Преклонений
Уповать,                И молитв;
Без усилий            Радость чуя,
С плеском крылий        Не хочу я
Залетать                Ваших битв.
Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой».
Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы:
1) В чем, по вашему мнению, необычность жизни и творчества Фета?
2) Что поражало современников в характере поэта?
3) В чем суть теории «чистого искусства»?
4) Что составляет неумирающую прелесть стихов Фета?
2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его.
3. Индивидуальные сообщения и задания по темам: 
1) А. А. Фет – поэт-музыкант. 
Подобрать романсы русских композиторов на стихи Фета.
2) Почему стихи поэта подвергались критике? Какие пародии на стихи Фета вы знаете?
 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.11.2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar