Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 1 класс урок 17
02.09.2016, 23:20

Урок 17

ТЕМА: Звук [ы]. Буква ы.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

•    дети узнают и запомнят букву ы, обозначающую звук [ы];

•    научатся грамотно проводить слого-звуковой анализ слов, деление слов на слоги, выделять ударный слог;

•    выявлять различие в произношении согласных звуков с [и] и [ы];

•    научатся вести диалог с учителем, товарищами;

•    приобретут желание общаться друг с другом, терпимость и уважение к чужому мнению;

•    научатся давать оценку литературным героям.

ХОД УРОКА

1.    Актуализация знаний

—    Какие буквы вы изучили на предыдущих уроках?

Сегодня мы узнаем ещё один звук. Это очень интересный звук и буква, его обозначающая.

2.    Мотивация учебной деятельности

—    Послушайте наш девиз дня: Ученику —удача и учителю — радость.

Как вы понимаете первую часть пословицы: ученику — удача? (Когда нам бывает хорошо и радостно в школе.) Как вы понимаете вторую часть пословицы: учителю — радость(Когда учитель радуется успехам своих учеников.)

— Какие пословицы из ранее изученных вам запомнились? Употребляете ли вы их в своей речи? Когда? Подчеркните слоги-слияния с знакомыми звуками.

3. Работа по теме урока

— Как начинаются русские народные сказки? (Жили-были...; Однажды повстречалась...; Это было давным-давно...)

Это зачин сказки. Какую подпись вы сделали бы под картинкой на с. 31? (Подружилась Лиса с Журавлём.)

Какую подпись вы сделали бы под второй картинкой? (Журавль в гостях у Лисицы.)

Какую подпись вы сделали бы под третьей картинкой? (Лиса в гостях у Журавля.)

Какую подпись вы сделали бы под четвёртой картинкой? (Вот и дружбе конец.)

Какой вам показалась Лиса в этой сказке? Как Журавль проучил Лису? Что хотел показать Журавль Лисе, когда приготовил окрошку в высоком кувшине с узким горлышком? Запишите схему названия сказки. Сделайте слого-звуковой разбор слова лиса. Какие знакомые звуки вам повстречались? Чем похожи эти звуки и чем различаются? (Оба звука гласные. Они оба могут образовать слог и т.д.)

Проводится игра «Большой — маленький» на с. 30.

— Уменьшите по размеру предметы, которые мальчик надевал на себя, собираясь в школу: шарф, пальто, шапка, рубашка, майка, жилет, пиджак, свитер, шуба.

Что это за предметы? (Одежда.)

Какой из перечисленных предметов не относится к группе предметов «одежда»? (Шапка, шарф.)

Шапка — что это такое? (Головнойубор.)

Продолжите ряд «головные уборы»: шляпа, кепка, тюбетейка, платок, шаль, панама, бейсболка, каска...

Перечислите головные уборы, в названии которых слышится только гласный звук [а]. (Шапка, каска, шаль, панама.)

Дети могут назвать и слово шляпа. Этот вариант тоже надо принять пока без объяснения.

В каком слове слышны сразу три изученных гласных звука? (Пилотка.)

Проводится игра «Один — много».

— Перечислите вещи, которые мы обуваем на ноги. (Тапки, туфли, сапоги, боты, босоножки, сандалии, валенки, ботинки, кроссовки ит.д.).

Что это за предметы? (Обувь.)

Обратите внимание на слово сапоги. Назовите гласные в этом слове? ([о], [о], [и].)

Какие гласные мы слышим в слове боты? ([о], [ы])

Произнесите только последний слог, хорошо протяните последний звук. (Ты-ы-ы-ы).

Назовите этот звук. ([ы-ы-ы-ы])

Какой это звук? (Гласный звук. Он хорошо тянется, произносится с помощью голоса.)

Произнесите ещё раз последний слог в слове сапоги, а потом ещё раз последний слог в слове боты. Сравните звучание гласных на конце слова. (Согласный в первом слове -ги произносится мягко, а во втором слоге согласный -ты произносится твёрдо.)

Следует запомнить, что при произнесении звука [ы] нижняя челюсть выдвигается вперёд, рот прикрыт, видна лишь маленькая щёлочка. Звуки

[и] и [ы] немного похожи. Но есть существенное различие, о котором нужно помнить.

Повторите ещё раз отличие гласных звуков [ы] и [и]. (Согласные звуки с гласным [и] читаются мягко, а с гласным [ы] — твёрдо?) Попробуйте сделать цепочку из слов. Каждое последующее слово начинается с последнего слога предыдущего слова.

Даются группы картинок: 1) косы, 2) сыры, 3) рыбы, 4) быки, 5) киты, 6) тыква. Под ними схема слов для читающих детей.

— Назовите слово. Произнесите его по слогам. Выделите гласные звуки. Скажите, как звучит согласный звук с данным гласным? (Согласные читаются с ы твёрдо.)

—    К какой группе гласных следует отнести звук [ы]? (Звук [ь/] очень похож на звуки [о], [о].)

Чем он отличается от звука [и]? (Со звуком [ы] согласные читаются твёрдо, со звуком [и] согласные читаются мягко.)

Какое слово нам это хорошо докажет? (Бы-ки.)

Какой буквой обозначается звук [ы]? (Заглавной ы нет.)

Учитель читает стихотворение Е. Благининой (с. 32).

—    Как вы понимаете эти строки? (С буквы ы слова не начинаются; ы стоит в середине слова и на конце. Заглавной ы нет.)

В нижнем левом стихотворении найдите буквы ы (с. 32).

Обратите внимание на звуковые схемы и предметы: один шар и два шара (с. 33). Прочитайте слова, обозначенные схемой. (Шар и шары.)

Назовите знакомые звуки в первом слове? (В первом слове шар слышим звук [о]. Во втором слове шары слышим звуки [о] и [ы].)

Какой слог во втором слове ударный? Какой звук ударный? (Ударный второй слог. Ударный гласный ы.)

Почему не поставили знак ударения в первом слове? (В этом слове один слог, поэтому знак ударения не ставится.)

Читающие дети читают стихотворение В. Берестова. Звук [ы] они нарочито протягивают. Все остальныеуказочкой ведут по строчке.

Ребёнок читает стихотворение И. Гамазковой и Е. Григорьева.

—    Что мы узнали о звуке [ы] и букве ы?

Кого видите на картинке (с. 32)? (Мыши едят сыр. Солдата с ружьём в бочке везут мыши. Мыши взяли его в плен.)

Давайте прогоним мышей. Покричим: кыш, кыш. Какой гласный звук мы слышим в этом слове? (Слышим звук [ь/].)

Итак, представляем... кладовка пуста. Что делал солдат в кладовке? (Солдат сторожил в кладовке головку сыра.)

Продолжим дальше. (Вдруг он услышал... в комнате наверху шурша нье. Солдат поднялся по лестнице. Там никого не было. А в это время...)

Рассказ составляется до конца. Учитель показывает детям, что можно составить разные рассказы. И дети дома составят свою сказку.

Составьте предложения по картинке (с. 32).

Готовые схемы учитель даёт на доске. Дети выбирают.

Предложения сделаем более красивыми. К лучшим предложениям составим по всем правилам схемы.

Найдите на картинке слова, в которых встречается звук [ы]. Укажите, в каком слоге. Произнесите слово с ударением. (Часы, дыры, колбасы, мышь, сыр, пуговицы, цифры, крынки, штык, бутыли, хвосты, усы и др.)

Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)

Как прогоняют мышей, ворон, воробьёв? (Кыш-кыш.)

Как фырчит ёжик? (Фыр-фыр.)

Что выше крыши, ловчее мыши? (Дым.)

Составьте звуковые схемы к этим словам? Что вы про схемы скажете? (Схема будет одна для всех слов.)

Какой гласный звук помог справиться нам с этим заданием? (Звук [ь/].)

Как слышатся согласные звуки, которые входят в слог-слияние с гласным ы?

4. Рефлексия учебной деятельности

— Откройте ленту букв и подумайте, где место буквы ы? Объясните, почему вы так думаете?

Составьте одно предложение к картинке на с. 33.

Мальчика назовём Рома.

Украсьте это предложение. Сделайте его новым.

Прочитайте вывод на с. 33.

 
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar