Главная» 1-4 класс » Русский язык |
03.09.2016, 09:25 | |
Урок 27ТЕМА: Звуки [т], [т']. Буква Т, т.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:• дети познакомятся с новыми согласными звуками [т] и [т1]; • научатся произносить новые звуки и слышать их в словах; • определять местонахождение новых звуков в словах; • составлять звуковые схемы слов с новыми звуками; • научатся читать (озвучивать) слова с буквами Г и т; • познакомятся с отрывками из сказок А.С. Пушкина; • научатся правильно запоминать название произведения, с которым работают на уроке, его автора; • научатся слушать и рассматривать книгу и бережно относиться к ней; • научатся составлять рассказы по картинному плану. ХОД УРОКА— Назовите буквы гласных звуков, с которыми согласные читаются твёрдо. Сколько таких гласных мы уже знаем? (4 — а, о,у, ы.) С какой буквой гласных согласные читаются мягко? Назовите слоги-слияния с гласными 1-й группы, (на, ка, са.) Сегодня мы познакомимся с новыми согласными звуками. — Послушайте пословицу и объясните её смысл: Аккуратность человека красит. Как нызывают человека, который аккуратно и хорошо выполняет свои обязанности? (Прилежный.) Подчеркните знакомые согласные в предложении. Расскажите о них. Что можете сказать о букве к? Как делится на слоги такое слово? Как вы понимаете крылатое выражение: «начинать с азов». (Начинать с азов, то есть с самого начала.) Возьмите в руки «Азбуку», откройте первую страницу. Используя это крылатое выражение, составьте предложение про нас и нашу азбуку. (Мы открыли «Азбуку» и начали с азов учить буквы.) А теперь умеем уже читать и писать! Мы с вами успешно идём по дороге знаний. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот», т.е. подберём к словам антонимы. маленький — (большой) день — чёрный — (белый) злая — медленный — (быстрый) утро — порядок — (беспорядок) трудолюбивый — аккуратный — честный — — Откройте учебник на странице 53 и прочтите первое слово во 2-м столбике. Будем работать со словом дкуни. Ударение перенесите на третий слог. Получите новое слово окунй, это значит кого-то или что-то окунуть, опустить в воду. Что помогло вам изменить смысл слова? (Мы перенесли ударение на другой слог.) Как слышатся гласные звуки под ударением? (Под ударением гласные слышатся ясно, чётко.) Аналогичная работа проводится со словами замок—замок. — Можно ли к ним сделать одну схему? (Если не ставить ударение, то можно. Если ставить ударение, то нужно составить две схемы.) Составьте из звуковых карточек схемы к двум последним словам. Поставьте ударение. Что интересного мы узнали? Если при чтении слов вы придумали красивое предложение именно с этим словом, то можно остановиться и прочитать своё предложение. К наиболее интересным предложениям составьте схемы. Проверяется выполнение задания и оцениваются старания детей. Важно, чтобы дети умели голосом показать ударение в словах. — Послушайте четверостишие и ответьте на вопрос: как идут часы? Тик-так-так — минуты скачут, Динь-дан-дан — часы идут. Тик-дан-дон — а это значит, День рожденья тут как тут. — Итак, как же идут часы? (Часы тикают: тик-так.) Произнесите и послушайте, как звучит самый первый звук? Какой это звук? (Он согласный звук, потому что произносится с препятствиями: кончик языка прижимается к нёбу у верхних зубов и резко отрывается.) Что обычно мы хотим узнать о согласном звуке? (Твёрдый он или мягкий. Звонкий или глухой.) Произнесите ещё раз первые звуки и послушайте самый первый звук. (Тик. Звук [т'] — согласный мягкий, за ним следует звук [и], глухой.) Докажите, почему он мягкий? (За ним следует гласная и, которая смягчает звук [т].) Произнесите вторую часть звучания часов. (Так — слышим звук [т]. Он согласный твёрдый, потому что за ним следует гласная а. Этот звук глухой.) Как вы определили, что звук [т] — глухой? Объясните приём, которым вы пользовались. Какой буквой обозначаются наши звуки? Напечатайте эти буквы и слоги та, то, ту, ты, ти в тетради для печатания. Из слогов ти, то, но, сы, си, ко, на, та, ки, са, ни, ты, о, со составьте слова. Дети составляют слова — кони, сани, тина, кота... — Запишите заглавные буквы Н, К, С, Т. Когда мы пользуемся на письме заглавной буквой 7? (Когда пишем имена людей, названия городов, рек, озёр, прудов, названия пароходов, катеров и т.д.) — Назовите имена людей, клички животных, города, которые начинаются с заглавной буквы Т. Карточкой посигнальте, какой звук вы слышите— твёрдый или мягкий? Откройте учебник на странице 53. Обратите внимание, к каким словам справа составлены схемы. (Три, пять.) В какой части слова мы слышим новый звук? (В слове три мы слышим звук [т] в начале слова. Звук [т] — согласный твёрдый, глухой. В слове пять новый звук [тГ) слышим на конце слова. Звук [т<] — согласный мягкий, глухой.) Прочитайте слоги, а затем слова в столбиках. Прочитайте слова, которые состоят из одного слога. Прочитайте слова, в которых три слога. Почему в них три слога? Какое слово мы ещё не прочитали? Сколько в нём слогов? (Слово котик. В нём два слога.) Возьмите слово кот, сделайте из него электричество. (Нужно прочитать это слово с конца. Получится слово ток.) Какое слово одинаково читается как справа налево, так и слева направо? (Слово как.) Прочитайте текст про кота и ответьте на вопросы по осознанию смысла прочитанного. Прочитайте продолжение рассказа в низу страницы. Дети читают «.Кот скок на окно...» Прочитайте этот рассказ выразительно, Следите за знаками препинания в конце предложений. Придумайте два-три предложения так, чтобы рассказ был законченным. (С подоконника упал бабушкин горшок с цветком. Бабушка: «Ах!» Кот пустился наутёк. Вот так!») Как в рассказе называли это прыгучее животное? (Кот, котик, коток.) А вот это вся семья кошек. Как их зовут и где они живут? Рассмотрите семейство кошачьих. Учитель показывает картинки рыси, тигра, леопарда, пантеры, льва, кота. — Назовите из них только диких животных. А теперь только домашних. Назовите кошек, в названии которых слышится новый звук. Дайте характеристику этому звуку. (Тигр — звук [т'] — согласный мягкий, глухой; пантера... кот... котёнок... и т.д.) Рассмотрите картинки и найдите одинаковый звук в названии предметов: тигр, платье, котяра, тарелка, танк, Тортилла, Буратино, Айболит. (Во всех словах слышится звук [т]. Твёрдый звук [т] мы слышим в словах: кот, тарелка, танк, Тортилла, Айболит. Мягкий звук [т] слышится в словах: Буратино, Тортилла, тигр и т.д.) Расскажите всё, что узнали о букве т. (Буква т обозначает согласные глухие звуки, они могут быть твёрдыми и мягкими.) Теперь у нас игра «Твёрдый — мягкий». Дети пользуются карточками зелёного и синего цветов. Учитель диктует слова: кнут, гнать, ты, тихо, просить, тени, Таня, тигр, ток, тут, тюк, тянут, спорт, точка, тесто, кастрюля. — Прочитайте стихи о букве Т, подчеркните буквы Т, т. Читают дети. Буква «т» стоит на крыше: Молоток стучит: «Тук-тук! Телевизор в доме том. Букве «Т» я старый друг!» «Т» в антенну превратилась (В. Степанов) И на крыше очутилась. (А. Шибаев) Отвечайте, кто знаток: «Это что за молоток?» (Е. Тарлапан) — Выучите эти стихи. Сейчас я прочитаю вам отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». А вы рассмотрите иллюстрацию к отрывку: У лукоморья дуб зелёный... О каких чудесах рассказывается в этом отрывке? Прослушайте этот отрывок в грамзаписи или видеозаписи и про себя повторяйте. Стихи Пушкина очень хорошо запоминаются. Подчеркните все буквы m в четверостишии на странице 52 учебника. Дайте характеристики звукам. Прочитайте текст (с. 53). Выпишите слоги-слияния с новыми звуками [т], [т']. Охарактеризуйте звуки, которые обозначают буквы m в слогах-слияниях. — В каком ряду на ленте букв будет стоять буква т? Почему? Назовите буквы, стоящие рядом с буквой т. С какими буквами мы познакомились? Запишите только согласные буквы из тех, которые я покажу на карточках: я и, н, а, у, к, о, ы, с, и,у, с, к, а, о, н. Когда согласные звуки произносятся твёрдо? (Когда за ними идут гласные а, о, у, ы или когда согласный входит в обратный слог — ан — Анна,ук—укроп, ос — Остер).
| |
Просмотров: | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|