Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 1 класс урок 27
03.09.2016, 09:25

Урок 27

ТЕМА: Звуки [т], [т']. Буква Т, т.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

•    дети познакомятся с новыми согласными звуками [т] и [т1];

•    научатся произносить новые звуки и слышать их в словах;

•    определять местонахождение новых звуков в словах;

•    составлять звуковые схемы слов с новыми звуками;

•    научатся читать (озвучивать) слова с буквами Г и т;

•    познакомятся с отрывками из сказок А.С. Пушкина;

•    научатся правильно запоминать название произведения, с которым работают на уроке, его автора;

•    научатся слушать и рассматривать книгу и бережно относиться к ней;

•    научатся составлять рассказы по картинному плану.

ХОД УРОКА

1.    Актуализация знаний

—    Назовите буквы гласных звуков, с которыми согласные читаются твёрдо. Сколько таких гласных мы уже знаем? (4 — а, о,у, ы.) С какой буквой гласных согласные читаются мягко?

Назовите слоги-слияния с гласными 1-й группы, (на, ка, са.)

Сегодня мы познакомимся с новыми согласными звуками.

2.    Мотивация учебной деятельности

—    Послушайте пословицу и объясните её смысл: Аккуратность человека красит.

Как нызывают человека, который аккуратно и хорошо выполняет свои обязанности? (Прилежный.)

Подчеркните знакомые согласные в предложении. Расскажите о них.

Что можете сказать о букве к? Как делится на слоги такое слово?

Как вы понимаете крылатое выражение: «начинать с азов». (Начинать с азов, то есть с самого начала.)

Возьмите в руки «Азбуку», откройте первую страницу. Используя это крылатое выражение, составьте предложение про нас и нашу азбуку. (Мы открыли «Азбуку» и начали с азов учить буквы.)

А теперь умеем уже читать и писать! Мы с вами успешно идём по дороге знаний.

Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот», т.е. подберём к словам антонимы.

маленький — (большой)    день —

чёрный — (белый)    злая —

медленный — (быстрый)    утро —

порядок — (беспорядок)    трудолюбивый    —

аккуратный —    честный    —

3. Работа по теме урока

— Откройте учебник на странице 53 и прочтите первое слово во 2-м столбике.

Будем работать со словом дкуни. Ударение перенесите на третий слог. Получите новое слово окунй, это значит кого-то или что-то окунуть, опустить в воду.

Что помогло вам изменить смысл слова? (Мы перенесли ударение на другой слог.)

Как слышатся гласные звуки под ударением? (Под ударением гласные слышатся ясно, чётко.)

Аналогичная работа проводится со словами замокзамок.

— Можно ли к ним сделать одну схему? (Если не ставить ударение, то можно. Если ставить ударение, то нужно составить две схемы.)

Составьте из звуковых карточек схемы к двум последним словам. Поставьте ударение.

Что интересного мы узнали?

Если при чтении слов вы придумали красивое предложение именно с этим словом, то можно остановиться и прочитать своё предложение. К наиболее интересным предложениям составьте схемы.

Проверяется выполнение задания и оцениваются старания детей. Важно, чтобы дети умели голосом показать ударение в словах.

—    Послушайте четверостишие и ответьте на вопрос: как идут часы?

Тик-так-так — минуты скачут,

Динь-дан-дан — часы идут.

Тик-дан-дон — а это значит,

День рожденья тут как тут.

—    Итак, как же идут часы? (Часы тикают: тик-так.)

Произнесите и послушайте, как звучит самый первый звук? Какой это

звук? (Он согласный звук, потому что произносится с препятствиями: кончик языка прижимается к нёбу у верхних зубов и резко отрывается.)

Что обычно мы хотим узнать о согласном звуке? (Твёрдый он или мягкий. Звонкий или глухой.)

Произнесите ещё раз первые звуки и послушайте самый первый звук. (Тик. Звук [т'] — согласный мягкий, за ним следует звук [и], глухой.)

Докажите, почему он мягкий? (За ним следует гласная и, которая смягчает звук [т].)

Произнесите вторую часть звучания часов. (Так — слышим звук [т]. Он согласный твёрдый, потому что за ним следует гласная а. Этот звук глухой.)

Как вы определили, что звук [т] — глухой? Объясните приём, которым вы пользовались. Какой буквой обозначаются наши звуки? Напечатайте эти буквы и слоги та, то, ту, ты, ти в тетради для печатания. Из слогов ти, то, но, сы, си, ко, на, та, ки, са, ни, ты, о, со составьте слова.

Дети составляют слова — кони, сани, тина, кота...

—    Запишите заглавные буквы Н, К, С, Т. Когда мы пользуемся на письме заглавной буквой 7? (Когда пишем имена людей, названия городов, рек, озёр, прудов, названия пароходов, катеров и т.д.)

—    Назовите имена людей, клички животных, города, которые начинаются с заглавной буквы Т. Карточкой посигнальте, какой звук вы слышите— твёрдый или мягкий?

Откройте учебник на странице 53. Обратите внимание, к каким словам справа составлены схемы. (Три, пять.)

В какой части слова мы слышим новый звук? (В слове три мы слышим звук [т] в начале слова. Звук [т] — согласный твёрдый, глухой. В слове пять новый звук [тГ) слышим на конце слова. Звук [т<] — согласный мягкий, глухой.)

Прочитайте слоги, а затем слова в столбиках. Прочитайте слова, которые состоят из одного слога.

Прочитайте слова, в которых три слога. Почему в них три слога? Какое слово мы ещё не прочитали? Сколько в нём слогов? (Слово котик. В нём два слога.)

Возьмите слово кот, сделайте из него электричество. (Нужно прочитать это слово с конца. Получится слово ток.)

Какое слово одинаково читается как справа налево, так и слева направо? (Слово как.)

Прочитайте текст про кота и ответьте на вопросы по осознанию смысла прочитанного. Прочитайте продолжение рассказа в низу страницы.

Дети читают «.Кот скок на окно...»

Прочитайте этот рассказ выразительно, Следите за знаками препинания в конце предложений. Придумайте два-три предложения так, чтобы рассказ был законченным. (С подоконника упал бабушкин горшок с цветком. Бабушка: «Ах!» Кот пустился наутёк. Вот так!»)

Как в рассказе называли это прыгучее животное? (Кот, котик, коток.)

А вот это вся семья кошек. Как их зовут и где они живут? Рассмотрите семейство кошачьих.

Учитель показывает картинки рыси, тигра, леопарда, пантеры, льва, кота.

— Назовите из них только диких животных. А теперь только домашних. Назовите кошек, в названии которых слышится новый звук. Дайте характеристику этому звуку. (Тигр — звук [т'] — согласный мягкий, глухой; пантера... кот... котёнок... и т.д.)

Рассмотрите картинки и найдите одинаковый звук в названии предметов: тигр, платье, котяра, тарелка, танк, Тортилла, Буратино, Айболит. (Во всех словах слышится звук [т]. Твёрдый звук [т] мы слышим в словах: кот, тарелка, танк, Тортилла, Айболит. Мягкий звук [т] слышится в словах: Буратино, Тортилла, тигр и т.д.)

Расскажите всё, что узнали о букве т. (Буква т обозначает согласные глухие звуки, они могут быть твёрдыми и мягкими.)

Теперь у нас игра «Твёрдый — мягкий».

Дети пользуются карточками зелёного и синего цветов. Учитель диктует слова: кнут, гнать, ты, тихо, просить, тени, Таня, тигр, ток, тут, тюк, тянут, спорт, точка, тесто, кастрюля.

—    Прочитайте стихи о букве Т, подчеркните буквы Т, т.

Читают дети.

Буква «т» стоит на крыше:    Молоток стучит: «Тук-тук!

Телевизор в доме том.    Букве «Т» я старый друг!»

«Т» в антенну превратилась    (В. Степанов)

И на крыше очутилась.

(А. Шибаев)

Отвечайте, кто знаток:

«Это что за молоток?»

(Е. Тарлапан)

—    Выучите эти стихи. Сейчас я прочитаю вам отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». А вы рассмотрите иллюстрацию к отрывку: У лукоморья дуб зелёный...

О каких чудесах рассказывается в этом отрывке? Прослушайте этот отрывок в грамзаписи или видеозаписи и про себя повторяйте. Стихи Пушкина очень хорошо запоминаются. Подчеркните все буквы m в четверостишии на странице 52 учебника. Дайте характеристики звукам.

Прочитайте текст (с. 53). Выпишите слоги-слияния с новыми звуками [т], [т']. Охарактеризуйте звуки, которые обозначают буквы m в слогах-слияниях.

4. Рефлексия учебной деятельности

— В каком ряду на ленте букв будет стоять буква т? Почему? Назовите буквы, стоящие рядом с буквой т.

С какими буквами мы познакомились? Запишите только согласные буквы из тех, которые я покажу на карточках: я и, н, а, у, к, о, ы, с, и,у, с, к, а, о, н.

Когда согласные звуки произносятся твёрдо? (Когда за ними идут гласные а, о, у, ы или когда согласный входит в обратный слог — ан — Анна,укукроп, ос — Остер).

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar