Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 1 класс урок 47
03.09.2016, 11:04

Урок 47

ТЕМА: Звуки [б], [б']. Буква Б, 6.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

•    дети познакомятся с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки

[б], [61;

•    научатся выделять звуки [б], [б'] в русской речи; определять место их нахождения в словах;

•    давать характеристику изученным звукам [б], [б'];

•    разовьют фонематический слух;

•    логически правильно выстраивать ответы на поставленные вопросы;

•    разовьют память и мышление;

•    расширят кругозор;

•    научатся правильному, сознательному и выразительному чтению.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Как вы понимаете смысл пословицы? Дело не комар, от него не отмахнёшься. (Дела бывают разные: радостные и не очень, серьёзные и весёлые, ежедневные и редкие поручения и т.д. Любое дело надо доводить до конца. Нельзя работу начинать и бросать. Нельзя отказываться, когда тебя просят выполнить какую-либо работу, поручение взрослые, малыши,учитель и т.д.)

С какой интересной буквой вы познакомились на прошлом уроке? Вспомните стихотворение о букве з. Придумайте несколько названий цветов, в которых слышатся звуки [з], [з1]. Называйте слово и сразу произносите слог-слияние со звуками [з], [з1]. (Роза (за), незабудка (за), зверобой (з), львиный зев (зе), золотые (зо) шары, гортензия (зи).)

Чем буква з отличается от других согласных? (У неё у первой появилась пара — с.)

Как мы называем такие согласные? (Парные согласные.)

Придумайте названия цветов, в которых слышатся звуки [с] и [с']. Называйте слово и сразу произносите слог-слияние. (Сурепка (су), подснежники (с), жасмин (с), сирень (си), душистый (с) горошек, нарцисс (с).)

Дайте характеристику звуку [з]. (Буква з обозначает согласный звонкий твёрдый звук [з] и звонкий мягкий звук [з'].)

Дайте характеристику звуку [с']. (Буква с обозначает согласный глухой твёрдый звук [с] и глухой мягкий звук [с'].)

Как парные согласные з и с расположились на ленте букв? Почему так? (Звонкие согласные стоят в верхнем ряду. Глухие согласные — в нижнем.)

Правильно называя буквы, перечислите согласные, которые обозначают звонкие звуки. Правильно называя буквы, перечислите согласные, которые обозначают глухие звуки. Теперь каждый раз, как мы будем знакомиться с новой буквой и новым звуком, мы будем помнить и искать на ленте букв её пару, но это будет не всегда. Отдельные согласные не имеют пары и стоят на ленте букв в одиночестве.

2. Мотивация учебной деятельности

— Проверим свои знания и умения.

Игра с карточками двух цветов: синей и зелёной. Я произношу слово. Вы внимательно вслушиваетесь в него и ищете парную согласную. Поднимаете синюю карточку, если звук твёрдый; зелёную, если звук мягкий. Одновременно добавляете, какой это звук: [з] — звонкий твёрдый или звонкий мягкий; [с] — глухой твёрдый или глухой мягкий?

Слова для игры: золото, серебро, сорока, зяблик; лиса, заяц, лоси, зебра, зимородок, соловей; стул, стол, зеркало, кресло, пылесос, ваза.

— Теперь прочитайте цепочку слов и объясните их смысл. Как получились слова? (Роза — роза — роса — рос — рис.)

Чем отличаются по написанию первые три слова? (Во втором и третьем словах разные буквы з и с.)

А по смыслу в чём отличие? (Первое слово Роза — это имя девочки, второе слово роза — цветок. Третье слово роса — она бывает на траве — капельки воды.)

— В чём отличие в написании названия цветка и имени девочки? Что вы можете рассказать про слова рос, рис и по написанию и по смыслу? (Эти слова различаются только одной буквой о и и. Звук [р] в первом слове обозначает твёрдый согласный, во втором слове [р] обозначает мягкий согласный звук. По смыслу первое слово рос — это что-то растёт, второе слово рис — это крупа.)

Если учитель располагает временем, то аналогичную работу можно провести ещё со следующей цепочкой слов: сев, зев, зов, засов.

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками. Будут ли они парными согласными? Узнаем.

3. Работа по теме урока

— Приходилось ли вам гулять в лесу, где растут одни ели? Как называют такой лес? (Ельник, еловый лес, хвойный лес.) Что вы находили в таком лесу? (Грибы: лисички, белые, грузди: шишки для поделок и т.д.)

Как дышится в таком лесу? (Хорошо, пахнет смолой, свежестью.)

Какие цветы можно встретить в еловом лесу? (Душистые фиалки и ландыши.)

Найдите среди картинок на доске гриб, который вы нашли в еловом лесу. Среди сыроежек, подосиновиков, опят, мухоморов, лисичек находятся белые грибы — их должно быть два.

Произнесите их название. (Белые грибы.)

Произнесите слово грибы по слогам. Сколько в этом слове слогов? Произнесите слог, который состоит только из слога-слияния.

(Это слог бы.)

Какой гласный звук слышите в этом слоге-слиянии? (Гласный [ы].)

Согласный, стоящий перед [ы], какими свойствами будет обладать? (Это будет согласный твёрдый звук.)

Произнесите этот слог-слияние и назовите звук, который мы услышим. (бы — это согласный звук [б].)

Обратите внимание, как работает ваш речевой аппарат? (Губы плотно сжимаются и разрываются потоком воздуха.)

Произнесём слово, которое стоит перед словом грибы. (Слово белые.)

Скажите это слово по слогам. (Бе-лы-е.)

Сколько слогов в этом слове? Произнесите первый слог, (бе)

Как слышится согласный звук в этом слоге-слиянии. (Это мягкий согласный [б1].)

Составьте звуковую схему к сочетанию слов белые грибы. Произнесите про себя эти два новых звука. Произнесите их хором. Какие это звуки? (Согласные звуки. Они произносятся с преодолением препятствий.)

Как мы их произносим? Обратите внимание на схему и произнесите. (Звук произносим твёрдо [б] — за ним идёт гласный [ь/] и произносим мягко [б'] — за ним идёт буква е.)

Теперь приложим руки к шее и ещё раз произнесём звуки [б] и [б1]. Что вы чувствуете? (Чувствуем вибрацию в голосе, значит, это звук звонкий.)

Теперь поговорим об артикуляции звуков [б] и [б']. (Губы плотно сжимаются. Затем при произношении звуков [б] и [б'] это препятствие (сомкнутые губы) разрывается сильным потоком воздуха, значит, это звук согласный, произносится с голосом, преодолеваются препятствия. И мы выделили два согласных звука —твёрдый и мягкий.)

Какой буквой или буквами мы обозначим звуки [б] и [б']? (Заглавная буква Б и строчная буква б.)

На что похожа буква Б? Послушайте стихи о букве Б?

Барабан упал с небес.

Закатился под навес.

(Г. Виеру)

— Для чего служит каждая из букв Б и б?

Поучимся печатать буквы Б, б в тетради для печатания. Читаем слоги чётко, правильно, без ошибок, достаточно громко.

б

ба бо бу бы би а о у ы и

б

 

аб об уб ыб иб

 

— Читаем слова правильно, ставим ударение в словах.

бел

белка

кобра

бобр

бела

булка

зебра

бобры

белые

балка

барсук

бор

—    Укажите, где название, а где кличка животного? Подчеркните клички животных.

Кошка Мурка, кот Варсик, кот Мурзик, котик Барон, бык Буран.

—    Обратите внимание на печатные буквы £ и б (с. 97). Посмотрите, как художник изобразил старинную букву Б. Такие красивые буквы писали от руки.

Учитель показывает книгу А.С. Пушкина с красной строкой и красивой первой буквой.

—    Рассмотрите иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной Царевне Лебеди». Что изображено на ней? (Белочка щёлкает орешки. На неё съезжаются посмотреть люди со всего света.)

Кто это приближается на красивой ладье к острову? Что хотят увидеть эти люди? (Это едет царь Салтан. Вместе с ним сватья баба Ба-бариха.)

Послушайте отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». Какие ещё чудеса были на острове у славного князя Гвидона?

Подчеркните буквы 6 в четверостишии. Почему здесь использовали заглавную букву £? (Буква Б начинает предложение.)

Я советую попросить взрослых почитать вам сказки Пушкина. У него пять изумительных сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...». Давайте вернёмся к странице 97 и прочитаем слоги-слияния. Попробуйте, глядя на первые три слога, мысленно перевернуть их, сделать из них обратный слог и громко озвучить то, что получилось.

Возьмём первые три слога-слияния. Из первого слога-слияния составьте и запишите слово. Слова поделите на слоги и поставьте ударение. (Краб, кораблик.)

Из последующих слогов составьте слова. (Клуб, клубок, лоб, боб и т.д.).

Прочитайте столбики слов и текст на странице 97.

Все дети с помощью закладки следят за чтением.

—    О ком говорится в тексте? Где жила эта белочка? Кто пришёл в парк погулять? Как вела себя белочка? (Она скакала с ветки на ветку.)

Что вас удивило в тексте? (Белочка брала баранки из рук детей.)

Приходилось ли вам видеть в наших парках белочек, кормить их? Какое чувство вы испытывали в это время? (Боялись спугнуть белочку. Чувство радости и т.д.).

Далее следует выборочное чтение из текста на странице 97.

—    Найдите и прочитайте предложения, которые будут ответами на вопросы: Куда пришли дети? Что, кроме белочки, сумели увидеть дети в парке? Почему белочка была жива и весела? Послушайте пословицу: Птичке ветка дороже золотой клетки. К кому ещё может подойти эта пословица? (К белочке.)

Попробуйте заменить слово птичка словом белочка. (Белочке ветка дороже золотой клетки.)

Животных надо охранять и помогать им выжить, когда трудно.

4. Рефлексия учебной деятельности

— С какой буквой вы сегодня познакомились? Расскажите всё, что вы знаете о звуках [б], [б'] и буквах Б и б. Прочтите пары слов. Что они обозначают? Дубы — дуб. Грибы — гриб. Зубы — зуб. О чём хотят нам сообщить эти пары слов? Как называется эта орфограмма? Как можно проверить парную согласную на конце слова?(Можно применить правило «один — много».)

Что особенно понравилось вам на уроке?

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar