Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 10. Главные и второстепенные члены предложения
05.09.2016, 09:56

Урок 10. Главные и второстепенные члены предложения
Цели: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; учить устанавливать связь слов в предложении, распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
—    Прочитайте предложения, которые вы составили.
—    Какие знаки вы поставили в конце предложений?
III.    Актуализация знаний
1.    Индивидуальная работа
—    Составьте и запишите небольшой рассказ, используя данные слова. Озаглавьте текст.
Кошка, шерсть, глазки, лапки, усы, коготки, повадки, молоко, котята.
—    Разделите текст на предложения и запишите его.
Гроза надвигалась огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса сильный ветер загудел в вышине крупные капли дождя резко застучали по листьям.
По И. Тургеневу
2.    Орфографическая минутка
(Запись под диктовку.)
Вершина, снег, деревья, бежать, работа, птичка, холод, широкий, дуб, волчата, наряд, роща.
—    Обозначьте орфограммы в словах.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы и проверочные слова.)
IV.    Самоопределение к деятельности
—    Прочитайте предложения.
Птицы улетели.
Перелётные птицы улетели в тёплые края.
—    Чем они похожи? Чем отличаются? (В обоих предложениях главные члены птицы улетели. Но первое предложение состоит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.)
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Беседа о членах предложения
—    Прочитайте предложения.
День угасал.    Короткий осенний день угасал.
Лебеди опустились. Лебеди опустились на берег реки для отдыха. Ковёр шуршал.    Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами.
—    Что общего в предложениях каждой пары? Чем они отличаются? (Подлежащие и сказуемые в этих предложениях одина-
новые. Но предложения слева состоят только из подлежащего и сказуемого, а в предложениях справа есть слова, которые поясняют подлежащее и сказуемое.)
—    Какие предложения вам больше понравились? Почему?
—    Назовите главные члены в первой паре предложений. (День угасал.)
—    Какой член предложения поясняют слова короткий, осенний? (Подлежащее.)
—    Поставьте от существительного вопрос к словам короткий, осенний. День (какой?) короткий осенний.)
Короткий и осенний — это второстепенные члены предложения.
—    Назовите главные члены во второй паре предложений. (Лебеди опустились.)
—    Найдите во втором предложении второстепенные члены. (На берег реки, для отдыха.)
—    Какой член предложения поясняют слова на берег и для отдыха.? (Сказуемое.)
—    Поставьте от сказуемого вопрос к словам на берег и для отдыха. (Опустились (куда?) на берег, опустились (для чего?) для отдыха.)
—    А какой член предложения поясняет слово реки? (Второстепенный член предложения.)
—    Поставьте вопрос к этому слову. (На берег (чего?) реки.)
Второстепенные члены предложения могут пояснять не только главные члены предложения, но и второстепенные.
(Аналогичная работа проводится по третьей паре предложений.)
2.    Работа по учебнику
Упр. 37 (с. 26).
—    Прочитайте. Разделите текст на предложения.
—    Сколько предложений в этом тексте? (Пять.)
—    Докажите. Назовите главные члены этих предложений.
—    Спишите текст, разделив на предложения.
—    Какие знаки вы поставили в конце предложений?
Упр. 38 (с. 26).
—    Рассмотрите таблицу на с. 27.
—    На какие две большие группы делятся все члены предложения? (Главные и второстепенные.)
—    Что обозначает подлежащее?
—    На какие вопросы отвечает подлежащее?
—    Что обозначает сказуемое?
—    На какие вопросы отвечает сказуемое?
—    Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения? (Без них не было бы предложения, было бы не понятно, о чём идёт речь.)
—    Какую роль выполняют второстепенные члены предложения? (Поясняют подлежащее и сказуемое.)
—    На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?
VI.    Физкультминутка
VII.    Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 39 (с. 27).
—    Прочитайте предложения. Сравните их.
—    Выполните письменные задания к упражнению.
—    Прочитайте распространённое предложение.
—    Назовите второстепенный член предложения, поясняющий подлежащее. (Быстрокрылые.)
—    Поставьте к нему вопрос. (Ласточки (какие?) быстрокрылые.)
—    Назовите второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое. {Давно, на юг.)
—    Поставьте к ним вопросы. {Улетели (когда?) давно, улетели (куда?) на юг.)
—    Как называются предложения, которые состоят только из главных членов? {Нераспространённые.)
—    Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов? {Распространённые.)
Упр. 40 (с. 28).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
—    Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. {Все предложения объединены общей темой.)
—    Назовите тему текста. {Осень.)
—    Прочитайте предложение, которым вы дополнили текст.
—    Назовите главные и второстепенные члены во втором предложении.
VIII.    Рефлексия
—    Прочитайте.
Гремят... молодые.
Вот... брызнул,
... летит.
Повисли... дождевые И ... нити золотит.
Ф. Тютчев
—    Какой член пропущен в этих предложениях? (Подлежащее.)
—    Что нам неизвестно, когда пропущено подлежащее? (О ком ши о чём говорится в предложении.)
—    Прочитайте следующую запись.
С горы ... поток проворный,
В лесу ... птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё... весело громам.
Ф. Тютчев
—    Какой член пропущен в этих предложениях? (Сказуемое.)
—    Что неизвестно, когда пропущено сказуемое? (Что говорится о подлежащем.)
—    Какие бывают члены предложения?
—    Какие члены предложения называются главными?
—    Какую роль выполняют в предложении второстепенные члены?
—    Как найти в предложении его главные и второстепенные члены?
—    Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых?
—    Приведите примеры распространённых предложений.
—    Приведите примеры нераспространённых предложений.
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 41 (с. 28).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar