Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 14. Словосочетание
05.09.2016, 09:57

Урок 14. Словосочетание
Цели: учить выделять словосочетания в предложениях; развивать умение устанавливать связь слов в предложении.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
—    Прочитайте предложения, которые вы составили.
—    Как называются эти предложения? (Пословицы.)
—    Объясните смысл каждой пословицы.
—    Докажите, что это сложные предложения. Назовите грамматические основы в каждом предложении.
III.    Актуализация знаний
1.    Индивидуальная работа
—    Спишите, дополните предложения словами, которые поясняют главные члены предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
Гроза
Надвигалась (какая?) туча. (Где?) блеснула (какая?) молния. (Как?) застучали первые капли дождя.
—    Спишите, вставьте пропущенные слова. Какой член предложения пропущен?
В ноябре ... первый снег. В дальние страны ... птицы. Они ... свои гнёзда. Весной птицы вновь ... к нам.
Слова для справок: прилетят, выпадает, улетают, покидают.
2.    Фронтальная работа
—    Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, работает за семерых.
—    Как вы узнали, сколько в тексте предложений? Назовите главные члены предложения.
—    Подготовьтесь рассказать о подлежащем и сказуемом по плану.
План
1.    Что это такое?
2.    Что обозначает?
3.    На какие вопросы отвечает?
—    Подтвердите свои ответы примерами.
IV.    Самоопределение к деятельности
—    Прочитайте.
Наступила осень.
Осенний праздник.
Летели птицы.
Облака плыли.
—    Найдите лишнюю запись. (Осенний праздник.)
—    Почему? (Остальные записи являются простыми нераспространёнными предложениями.)
—    Как называется запись, которая оказалась лишней? (Словосочетание.)
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Наблюдения над связью слов в предложении
—    Составьте простое нераспространённое предложение со словом туман. Поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому. (Туман (что сделал?) окутал.)
—    Добавьте в это предложение слова, поясняющие подлежащее и сказуемое.
—    Туман какой? (Мягкий или густой.)
—    Окутал что? {Деревья.)
—    Окутал когда? {Утром.)
—    Какое предложение получилось? {Густой туман окутал утром деревья.)
—    Какие члены предложения мы добавили? {Второстепенные.)
—    Запишите это предложение.
2.    Работа по учебнику
Упр. 57 (с. 35).
—    Прочитайте предложение. Найдите в нём грамматическую основу.
—    Какое слово поясняет подлежащее? Поставьте к нему вопрос, запишите. {Пшеница (какая?) густая.)
—    Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите. {Созрела (где?) в поле.)
—    Как называются эти сочетания слов? {Словосочетания.)
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Из чего состоит словосочетание? {Из главного и зависимого слов.)
—    Как устанавливается связь слов в словосочетании? {При помощи вопросов.)
—    От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому.)
—    Как обозначается главное слово в словосочетании? {Крестиком.)
—    Как обозначается связь главного слова с зависимым? {Стрелочкой.)
—    Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание? {Нет.)
—    Почему?
—    Найдите в нашем предложении словосочетания. {Густой туман, окутал утром, окутал деревья.)
—    Запишите эти словосочетания.
3.    Работа со словом из словаря
—    Отгадайте загадку.
С неба солнце золотое Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною Золотые усачи. {Пшеница.)
—    Это слово вам встретилось в предложении. А что вы знаете об этом растении?
Материал для учителя
Пшеницу выращивали с целью получения питательных зёрен ещё в III тысячелетии до нашей эры. В настоящее время известно более 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культура, которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы — использование её в пекарном производстве. Кроме того, часть урожая идёт на изготовление манной и пшеничной крупы, из твёрдых сортов растения готовят макаронные изделия.
—    Найдите слово пшеница в орфографическом словаре.
—    Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
—    Составьте предложение со словом пшеница, запишите.
—    Запомните, как пишется это слово.
VI.    Физкультминутка
VII.    Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 58 (с. 36),
—    Прочитайте предложение. Запишите его.
—    Назовите грамматическую основу предложения.
—    Назовите словосочетания.
—    Какие слова являются главными? Как вы обозначили главные слова?
Упр. 59 (с. 36).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
—    Назовите грамматическую основу предложения.
—    Назовите словосочетания.
—    Какие слова являются главными? Как вы обозначили главные слова?
—    Как обозначается связь главного слова с зависимым?
VIII.    Рефлексия
—    Что такое словосочетание?
—    Из чего состоит словосочетание?
—    Как найти словосочетание в предложении?
—    Приведите свои примеры.
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Упр. 60 (с. 36).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar