Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 17. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
05.09.2016, 09:58

Урок 17. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Анализ контрольного диктанта
(Проводится работа над каждой группой ошибок.)
1.    Пропуск, перестановка букв.
2.    Буквосочетания жи — ши, ча — ща.
3.    Разделительный мягкий знак.
4.    Безударные гласные в корне слова.
5.    Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
6.    Непроверяемые гласные.
(Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, можно предложить выполнить следующее задание.)
—    Спишите, вставьте пропущенные буквы.
М..л..ко — ценный продукт. Из него делают сливочное масло. Из м..л..ка можно приготовить сметану, сыр, творо.. . Очень полезно кислое молоко. Но вкуснее всего парное м..л..ко.
III.    Самоопределение к деятельности
—    Отгадайте загадку.
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (Мышь.)
—    Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
—    Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.
—    Какие значения имеет это слово?
—    Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные.)
—    А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)
—    Сформулируйте тему урока.
IV.    Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 64 (с. 40).
—    Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?
—    Согласны ли вы с его мнением?
—    Выполните задания.
—    Прочитайте лексическое значение выделенных слов.
—    Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)
—    По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.)
Упр. 65 (с. 40).
(Работа в парах.)
—    Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.
V.    Физкультминутка 
VI.    Закрепление изученного материала
1.    Работа по учебнику Упр. 66 (с. 41).
—    Прочитайте текст.
—    О каком явлении природы идёт речь? {Оросе.)
—    Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нём.
—    Выполните задание.
—    Значение какого слова вы определяли по словарю?
2.    Работа со словом из словаря
—    Узнайте слово по его лексическим значениям.
1.    Тетрадь из плотных листов для рисунков.
2.    Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
3.    Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.
Ответ: альбом.
—    Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)
—    Найдите это слово в орфографическом словаре.
—    Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
—    Составьте предложение со словом альбом, запишите.
—    Запомните, как пишется это слово.
Материал для учителя
По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и вы-ставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.
Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.
VII.    Рефлексия
(Работа в парах.)
—    Пользуясь толковым словарём, разделите слова на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные.
Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря.
—    Оцените свою работу на уроке.
VIII.    Подведение итогов урока
—    Что такое лексическое значение слова?
—    С каким словом из словаря вы познакомились сегодня? 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar