Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 18. Синонимы и антонимы
05.09.2016, 09:59

Урок 18. Синонимы и антонимы
Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
—    Прочитайте лексические значения слов.
III.    Актуализация знаний
(Работа в парах.)
—    Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарём.
1)    Соловей, игла, трава, сырник. (Игла — многозначное слово, остальные однозначные.)
2)    Корень, язык, зима, группа. (Зима — однозначное слово, остальные многозначные.)
—    Какие слова называются однозначными?
—    Какие слова называются многозначными?
IV.    Самоопределение к деятельности
—    Прочитайте пары слов.
Белый — чёрный, храбрый — отважный, веселье — радость, мир — война.
—    Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ. (1) Белый — чёрный, мир - война (слова, противоположные по значению); 2) храбрый — отважный, веселье — радость (слова, близкие по значению).)
—    Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)
—    Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Работа по учебнику Упр. 68 (с. 42).
—    Прочитайте. Выполните задания. Используйте словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют орфограммы.)
—    К каким из данных слов вы подобрали синонимы? (Вьюга — метель, мороз — холод, хорошо — прекрасно.)
—    Что такое синонимы?
—    К каким из данных слов вы подобрали антонимы? (Здравствуйте — до свидания, весело — грустно, мороз — жара.)
—    Что такое антонимы?
—    Назовите «вежливые» слова. Когда их употребляют?
—    Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили.
Упр. 69 (с. 42).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Упр. 70 (с. 43).
—    Прочитайте стихотворение.
—    Как вы понимаете значение выделенного слова? В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? {В переносном.)
—    Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их.
—    Как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)
—    Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
—    Прочитайте на с. 43 сведения о словах погода и непогода.
—    Какое значение раньше имело слово погода? А непогода?
2.    Работа со словом из словаря
—    Найдите слово погода в орфографическом словаре.
—    Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
—    Составьте предложение со словом погода, запишите.
—    Запомните написание этого слова.
VI.    Физкультминутка
VII.    Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 71 (с. 43).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Упр. 72 (с. 44).
—    Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
—    Как вы думаете, почему автор так назвал свой текст?
—    Какие чувства вызывает этот текст?
—    Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
—    Назовите антонимы.
—    Какие слова называются антонимами?
Упр. 73 (с. 44).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают предложения и объясняют свой выбор синонимов.)
—    Какие слова называются синонимами?
VIII.    Рефлексия
(Работа в парах.)
—    Дополните пословицы антонимами. Объясните смысл этих пословиц.
•    Маленькое дело лучше ... безделья. (Маленькое дело лучше большого безделья.)
•    Не спеши языком,... делом. (Не спеши языком, торопись делом.)
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Что такое синонимы?
—    Что такое антонимы?
—    Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?
Домашнее задание
Упр. 74 (с. 44).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar