Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 21. Фразеологизмы
05.09.2016, 10:10

Урок 21. Фразеологизмы
Цель: формировать умения находить в предложении фразеологизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
—    Прочитайте словосочетания, которые вы составили. Назовите в них главное слово.
—    Объясните правописание слов с орфограммами.
III.    Актуализация знаний
—    Замените близкими по значению словосочетаниями, запишите.
Нора лисы, лист берёзы, лист из альбома, разговор по телефону, молоко от козы.
—    Назовите главное слово в словосочетании.
IV.    Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
—    Прочитайте записи.
ворон считать    мечтать
витать в облаках    молчать
мозолить глаза    бездельничать
зарубить на носу    надоедать
язык проглотить    запомнить
—    Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. (Ворон считать — бездельничать, витать в облаках — мечтать, мозолить глаза — надоедать, зарубить на носу — запомнить, язык проглотить — молчать.)
—    Как называются выражения в первом столбике? (Фразеологизмы.)
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Слово учителя
Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и накрепко сварил деталь в виде буквы ф.
Подобное мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но однажды, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания — фразеологизмы.
Есть, например, слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь', есть слова как, провалить, земля, сквозь и фразеологизм как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.
Слова вдруг теряют при этом свои прежние значения: золотые руки — здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске — никто не висит, да и волоска не видно.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега — много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
В. Волина «Весёлая грамматика»
2.    Работа по учебнику Упр. 83 (с. 49).
—    Прочитайте. Рассмотрите рисунки.
—    Кто такой тапир? (Непарнокопытное млекопитающее тропических лесов с вытянутыми в хобот носом и верхней губой.)
Материал для учителя
С виду тапир похож на помесь кабана и гиппопотама. Тапир хорошо плавает и без всяких затруднений переплывает реки в густых девственных лесах. Его облик и повадки заставили зоологов XVIII века предположить, что тапир — близкий родственник гиппопотама. Сегодня мы, однако, знаем, что это животное родственно носорогу и лошади. У тапиров на передних ногах четыре, а на задних ногах три пальца. На Земле существует только четыре вида тапиров.
—    Как вы понимаете выражение повесил нос? Прочитайте, что оно означает.
—    А в каком значении оно употреблено: в прямом или в переносном?
—    Как называются такие выражения?
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Что такое фразеологизмы?
—    Можно ли в них заменять слова?
—    Приведите примеры.
—    Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма кот наплакал.
Упр. 84 (с. 49).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
VI.    Физкультминутка
VII.    Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 85 (с. 50).
—    Прочитайте фразеологизмы и найдите им объяснение. Запишите их парами.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают фразеологизмы с объяснением их значений.)
—    Прочитайте предложение, которое вы составили.
Упр. 86 (с. 50).
—    Прочитайте предложения с фразеологизмами.
—    Объясните значение данных фразеологизмов.
—    Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
—    Прочитайте историю возникновения двух фразеологизмов на с. 51.
—    Как возник фразеологизм бить баклуши?
—    А фразеологизм спустя рукава?
VIII.    Рефлексия
(Работа в парах.)
—    Прочитайте строки сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Найдите фразеологизмы и объясните их значение.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Что такое фразеологизмы?
Домашнее задание
Упр. 87 (с. 50).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar