Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 23. Части речи
05.09.2016, 10:10

Урок 23. Части речи
Цели: формировать умение распознавать части речи; развивать устную речь.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
—    Прочитайте предложения, которые вы составили.
—    Назовите в них фразеологизмы.
—    Объясните их лексическое значение.
—    Что такое фразеологизмы?
III.    Актуализация знаний
1.    Индивидуальная работа
—    Расположите строки стихотворения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ и запишите его.
И за тучу забежало.
Стало заиньке темно.
Солнце по небу гуляло Глянул заинька в окно.
К. Чуковский
—    Разделите текст на предложения и запишите его. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания.
Осень пришла листьями усыпаны все дорожки пролетают над городом журавли.
2.    Коллективная устная работа
—    Расположите строки стихотворения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, прочитайте.
«Да здравствует милая Африка!»
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, гладите, сидит Айболит Но вот, погладите, какая-то птица И шляпою машет и громко кричит.
К. Чуковский
—    Из какого произведения эти строки? («Айболит».)
—    Кто автор этого произведения? (К.И. Чуковский.)
IV.    Самоопределение к деятельности
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
А. Шибанов
—    Что такое слово? (Основная единица речи. Словами обозначаются конкретные предметы, понятия, чувства и т. д.)
(Работа в парах.)
—    Прочитайте слова.
Птица, рисует, жёлтая, огромный, ветер, учила.
—    На какие группы их можно разделить? (!) Птица, ветер;
2)    рисует, учила; 3) жёлтая, огромный.)
—    Что обозначают слова в первой группе и на какие вопросы отвечают? (Предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
—    Как называется эта часть речи? (Имя существительное.)
—    Что обозначают слова во второй группе? (Действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делала?)
—    Как называется эта часть речи? (Глагол.)
—    Что обозначают слова во третьей группе? (Признак предмета, отвечают на вопросы какая?какой?)
—    Как называется эта часть речи? (Имя прилагательное.)
—    В какую группу можно отнести слова под, за, у! Почему?
—    К какой части речи относятся эти слова? (Предлоги.)
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 89 (с. 53).
—    Рассмотрите таблицу. Выполните задание.
(Проверка. Несколько учеников делают сообщения на тему
«Что я знаю о частях речи» и приводят примеры.)
—    Какие части речи вы ещё знаете?
—    К каким частям речи относятся слова, приведённые в учебнике? (а) предлоги; б) частицы; в) союзы.)
Упр. 90 (с. 54).
—    Прочитайте.
Осень на носу
Сказала мама Славке:
«Холодно в лесу!
Надень под куртку шарфик.
Ведь осень на носу!»
А Славка — дошколёнок Задумался всерьёз:
«Оранжевая осень На чей уселась нос?»
Забрёл мальчишка в ельник,
Увидел там козу,
Но признаков осенних Не встретил на носу...
Вверху заметил дятла —
Краснел среди берёз.
Нет, осень сядет вряд ли На этот чудо-нос...
Вдруг тёлка: «Му - у!» за ёлкой...
И Славку ждал сюрприз —
Увидел: к носу тёлки Прилип осенний лист!
Мальчишка крикнул: «Осень Натёлкином носу!!!
Сниму я листик с носа И маме отнесу!»
Е. Кай
—    Найдите в стихотворении фразеологизм. (Осень на носу.)
—    Объясните лексическое значение фразеолог изма. (Признаки осени: похолодало.)
—    А как понял выражение осень на носу Славка?
—    Выполните задания.
—    Какие предложения по интонации вы записали? (Восклицательные и невосклицательные.)
—    А по цели высказывания? (Повествовательные и вопросительные.)
—    Назовите обращения. (Тёмныелеса, птичьи голоса.)
(Далее учащиеся читают по одному слову и называют часть
речи.)
VI.    Физкультминутка
VII.    Закрепление изученного материала
1.    Работа по учебнику Упр. 91 (с. 54).
—    Прочитайте.
—    Сколько здесь предложений?
—    Пользуясь памяткой 6 на с. 146—147, подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Выполнение задания. Проверка. Учащиеся читают по одному слову из второго предложения и называют часть речи.)
—    Назовите предлоги. Что мы должны помнить о предлогах? Прочитайте об этом ниже.
Упр. 92 (с. 54).
—    Рассмотрите репродукцию картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
—    Какое название носят подобные картины? (Натюрморт.) Это слово пришло к нам из французского языка и переводится
как «мёртвая природа».
—    Понравилась ли вам картина? Что особенно привлекло ваше внимание?
—    Какие чувства она у вас вызывает?
—    Какие краски использует художник? Почему?
2.    Беседа по картине
И.Т. Хруцкий изобразил изобилие и красоту даров природы. Художник рассказывает о каждом предмете подробно. Можно полюбоваться вазой с прекрасными цветами в центре картины, прозрачной хрупкостью стекла, водой в стакане — чистой и прозрачной, спелыми плодами.
Справа большая шероховатая тыква. Её тяжело было бы удержать в руках. А веточка винограда кажется очень лёгкой. Художник передаёт не только вес предметов, но и помогает ощутить, какие они: лимон пористый, яблоко глянцевое, персики бархатистые. 
Натюрморт вызывает даже вкусовые ощущения: лимон и смородина кислые, груши и персики сочные.
—    Составьте рассказ по репродукции картины.
(Несколько учеников рассказывают.)
—    А дома напишите небольшое описание этой картины.
3.    Упражнение в подборе синонимов
—    А сейчас мы с вами составим словарь синонимов. Я буду говорить первые слова, а вы добавляйте слова, близкие по значению.
•    Алфавит (азбука).
•    Битва (бой, сражение, схватка).
•    Волшебник (чародей, колдун, маг, кудесник).
•    Гнев (злость, раздражение, ярость).
—    Для чего нужны в нашей речи слова, близкие по значению? (Чтобыречь была точной и выразительной.)
VIII.    Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
—    Прочитайте. Найдите в стихотворении слова, обозначающие предметы.
Эй, спасайтесь поскорей:
Убежал из кухни клей!
Никого он не жалеет,
Всех, кого ни встретит, склеит!
Склеил банки и бутылки,
Ложки, плошки, чашки, вилки.
Склеил книжки и игрушки,
Одеяла и подушки,
Склеил пол и потолок И пустился наутёк.
Б. Заходер
—    На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет? (Кто ? Что ?)
—    О каких частях речи мы говорили на уроке? Приведите примеры.
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Что мы знаем о слове? (Это главный работник в языке. У каждого слова своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие — действия, третьи — признаки.) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar