Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 28. Однокоренные слова
05.09.2016, 10:13

Урок 28. Однокоренные слова
Цели: совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Самоопределение к деятельности
—    Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
—    Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?
—    А я тоже корень, — отвечает другой.
—    Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живёшь?
—    А я живу в словах, — ответил второй.
—    Ну какой же корень может жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
—    Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.
—    Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
—    А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй.
Услышали их спор люди и говорят:
—    Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.
—    Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об однокоренных словах.)
—    Прочитайте слова.
Море, морж, морская.
—    Найдите лишнее слово. Докажите. {Морж. Остальные слова однокоренные.)
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
—    Сформулируйте тему урока.
III.    Работа по теме урока
1.    Работа по учебнику Упр. 107(с. 61).
—    Прочитайте.
—    Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.
—    Как называется общая часть родственных слов? {Корень.)
—    Выполните письменное задание к упражнению.
—    Прочитайте однокоренные слова. Назовите корень.
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Какие слова называются однокоренными?
—    Как пишется корень в однокоренных словах?
—    Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.
Упр. 108 (с. 61).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
2.    Игра «Третий лишний»
—    Найдите лишнее слово в каждой строке.
1)    Желток, железо, жёлтый.
2)    Носильщик, нос, носатый.
3)    Часовщик, часть, час.
4)    Печурка, печать, печник.
5)    Циркуль, циркач, цирковая.
—    А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? {Нет.)
—    Что у них ещё должно быть? {Общее значение.)
—    Послушайте рассказ.
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
—    Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)
—    Почему гости не сразу приметили чужака? {В этом слове тоже корень вод-.)
—    Не поможете ли вы ему найти своих родственников? {Водит и т. д.)
—    Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень.
IV.    Физкультминутка
V.    Закрепление изученного материала
1.    Работа по учебнику Упр. 109 (с. 62).
—    Прочитайте.
—    Разделите слова на группы. Запишите.
(Проверка. Учащиеся читают каждую группу слов, называют корень и часть речи.)
Упр. ПО (с. 62).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
—    Назовите синонимы. {Путь — дорожка.)
—    Назовите однокоренные слова. (Картошка — картошечка.)
2.    Работа со словом из словаря
—    Отгадайте загадку.
Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали - Не одну нашли, а десять!
Как её названье, дети? (Картофель.)
—    Найдите слово картофель в орфографическом словаре.
—    Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
—    Составьте предложение со словом картофель, запишите.
—    Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Каждый из нас с детских лет помнит стихотворение Ю. Тувима: Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу...
А откуда к нам пришли эти овощи? Поговорим о происхождении названий некоторых из них, прежде всего картошки.
Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем — тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.
VI.    Рефлексия
—    Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.
1)    Бегать, бегун, пробег, беговой.
2)    Домашний, домишко, домовой, домик.
3)    Светить, светлый, светленький, светильник.
4)    Конюшня, конный, конница, коняга.
—    Какие слова называются однокоренными?
—    Как пишутся корни в однокоренных словах?
—    Оцените свою работу на уроке.
VII.    Подведение итогов урока
—    Назовите два признака однокоренных слов.
Домашнее задание
Упр. 111 (с. 62).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar