Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 39. Что такое окончание?
05.09.2016, 10:17

Урок 39. Что такое окончание?
Как найти в слове окончание?
Цели: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить окончания в словах.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
—    Прочитайте слова ъ порядке указанных значений.
—    Прочитайте предложение, которое вы составили.
III.    Актуализация знаний
1.    Индивидуальная работа
—    Найдите лишнее слово в каждой строке и запишите остальные слова. Выделите в словах корень.
1)    Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2)    Золото, позолота, зола, золотистый.
3)    Гористый, гора, горчица, горная.
—    Спишите. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Увидели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят.
А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась надыбы.
По Н. Сладкову
2.    Фронтальная работа
—    Запишите, как называют детёнышей зверей и птиц. Выделите в словах корень.
Образец: заяц — зайчата.
Ворона, лошадь, лиса, волк, медведь, кукушка, овца, кот, слон, утка, гусь, галка.
—    Все ли пары — однокоренные слова?
—    Как написан корень в однокоренных словах?
IV.    Самоопределение к деятельности
—    Прочитайте слова.
Улица, на улице, улицей, улицу.
—    Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Одинаковое.)
—    Это однокоренные слова? {Нет.)
—    Почему? {Имеют одно лексическое значение.)
—    Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется?
—    Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Понятие об окончании
—    Прочитайте предложения.
Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).
—    Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? {Изменить форму слова дача.)
(Учитель стирает скобки, записывает и вводит термин окончание.)
—    Что мы изменили у слов в скобках? (Окончание.)
—    А смысл слов от этого изменился? (Нет.)
—    А почему нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы предложение имело смысл и слова в предложении были связаны между собой по смыслу.)
—    Для чего же служит окончание? (Для связи слов в предложении.)
—    Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания.
2.    Работа по учебнику Упр. 142 (с. 79).
—    Прочитайте текст.
—    Что можно сказать о выделенных словах? (Имеют одно лексическое значение.)
—    Что меняется в словах? (Окончание.)
—    Выполните письменное задание к упражнению.
—    Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов. Упр. 143 (с. 79).
—    Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
—    Спишите пословицы.
—    Прочитайте формы слова роса и назовите окончания слов.
—    Прочитайте пословицу, которая вам больше всего понравилась.
Упр. 144 (с. SO).
—    Прочитайте. Это словосочетания? Почему?
—    Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и запишите их. Выделите окончания.
(Проверка.)
VI.    Физкультминутка
VII.    Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 145 (с. 80).
—    Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получились предложения?
—    Выполните задания.
(Взаимопроверка.)
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Что такое окончание?
—    Для чего служит окончание?
—    Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 147 (с. 81).
—    Прочитайте.
—    Найдите пары выделенных слов, сравните. (Одно слово стоит в единственном числе, другое — во множественном.)
—    Являются ли выделенные пары слов однокоренными словами? (Нет.)
—    Почему? (Это формы одного слова.)
—    Выполните задание.
—    Прочитайте пары слов, назовите окончания.
—    Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Что нужно сделать, чтобы найти окончание?
—    Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники, расскажите правило соседу по парте.
VIII.    Рефлексия
—    Найдите лишнее слово в каждой строке.
1)    Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой.
2)    Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька.
—    Для чего служит окончание?
• — Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Что нового вы узнали сегодня на уроке?
—    Что такое окончание?
Домашнее задание
Упр. 146 (с. 81).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar