Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 3. Текст. Типы текстов
05.09.2016, 09:51

Урок 3. Текст. Типы текстов
Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
—    О чём говорит А.И. Куприн?
—    Объясните значение выделенных слов.
—    Для чего нужен язык?
III.    Актуализация знаний
—    Разделите текст на предложения и запишите его.
Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.
—    Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.
1)    севера, резкий, с, дует, ветер
2)    деревьев, листья, жёлтые, с, падают
3)    небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей
IV.    Самоопределение к деятельности
—    Прочитайте.
Лес обнажился, поля опустели.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Грустную думу наводит она...
Только не сжата полоска одна...
—    Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.)
—    Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Повторение признаков текста
(Работа в парах.)
—    Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.
•    Это много предложений.
•    Это предложение, записанное в тетрадь.
•    Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу. Признаки текста
1.    Текст состоит из группы предложений.
2.    Предложения расположены в определённой последовательности.
3.    Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).
4.    Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).
5.    Текст выражает законченную мысль.
6.    Текст имеет название, заголовок.
2.    Работа по учебнику
—    Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).
—    Прочитайте.
—    Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)
—    О чём говорится в тексте?
—    Определите главную мысль текста.
—    Какое название подойдёт к этому тексту?
—    Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
—    Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?
Упр. 12 (с. 12-13).
—    Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
—    Определите главную мысль текста.
—    Сколько частей в этом тексте? (Три.)
—    Почему текст разделён на части?
—    Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.
—    Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.
—    Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.
—    Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки.)
—    Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
—    Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?
VI.    Физкультминутка
VII.    Продолжение работы по теме урока
1.    Работа по учебнику
—    Рассмотрите схему на с. 13. Назовите типы текстов.
—    Какой текст называется текстом-повествованием?
—    Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?
—    Какой текст называется текстом-описанием?
—    Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?
—    Какой текст называется текстом-рассуждением?
—    Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр. 13 (с. 13).
(Работа в парах. Проверка.)
—    Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-описание.)
—    Докажите.
—    Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-повествование.)
—    Докажите.
(Далее беседа по вопросам упражнения.)
2.    Работа с текстом
—    Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.
Мимо города большого:
Он бежит себе в волнах Пушки с пристани палят,
Ветер по морю гуляет Кораблю пристать велят.
Мимо острова крутого,
И кораблик подгоняет;
Кораблю пристать велят.
—    Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гви- доне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
—    Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)
VIII.    Рефлексия
—    Прочитайте. Определите тип каждого текста.
Сластёна
Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд. Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.
Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.
По А. Дорохову
Янтарь
Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.
Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.
А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.
По В. Сейраняну
—    Какой тип текста вы ещё знаете?
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Что вы знаете о тексте?
—    Как отличить текст от набора предложений?
Домашнее задание
Составить и записать текст-описание животного.

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar