Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 44. Значения суффиксов
05.09.2016, 10:19

Урок 44. Значения суффиксов
Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)
—    Что такое суффикс? Для чего он служит?
—    Что такое приставка? Для чего она служит?
III.    Актуализация знаний
1.    Фронтальная работа
—    Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.
Толстый, болтливый, сильный, храбрый, дикий.
—    Как найти в слове суффикс?
2.    Словарный диктант
Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.
IV.    Самоопределение к деятельности
Суффиксы -ик-, -шик-, -ищ-
Суффиксы -ик-, -шик-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.
В тетради было написано: «Маленький дом».
«Домик», — писал -ик-.
«Большой дом».
«Домище», — писал -ищ-.
«Старый, дряхлый дом».
«Домишко», - писал -ишк-.
Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.
В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.
Дома их всех ждал вкусный торт.
—    Тортик! — закричал -ик-.
—    Тортишко, — усмехнулся -ишк-.
—    Тортище, - сказал -ищ-.
—    Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Наблюдения над ролью суффиксов в словах
—    Прочитайте слова.
Лисица, лисичка, лисонька, лиса.
—    Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
—    Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.
Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.
Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ— суффикс места.
Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).
Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.
2.    Работа по учебнику
Упр. 168 (с. 91).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
—    Какое значение словам придают эти суффиксы?
3.    Анализ смысловых значений суффиксов
—    Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)
—    Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.
(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся — в тетрадях.)
Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.
—    С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.
—    Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.
4.    Работа по учебнику Упр. 169 (с. 91).
—    Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.
—    Прочитайте суффиксы в рамочке.
—    Найдите данные суффиксы в словах.
—    Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)
—    Какого суффикса нет словах? (-тель-.)
—    Назовите слова с таким суффиксом.
—    Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют
суффиксы.)
Упр. 170 (с. 92).
—    Прочитайте.
—    Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.
—    Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их
написание и называют суффиксы.)
—    Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.
VI.    Физкультминутка
VII.    Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 172 (с. 92).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)
—    Какое значение придают эти суффиксы словам?
Упр. 173 (с. 93).
—    Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?
—    Объясните лексическое значение каждого слова.
—    С помощью каких суффиксов образованы эти слова?
—    Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 174 (с. 93).
—    Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)
—    Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?
—    А кто помнит мораль басни? Расскажите.
—    Выполните письменные задания к упражнению.
—    Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.
—    Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.
Упр. 175 (с. 94).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
—    Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.
—    Прочитайте предложения, которые вы составили.
VIII.    Рефлексия
1.    Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов
—    Отданных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.
Учить, читать, строить, водить, воспитывать.
—    Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)
—    Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.)
2.    Игра «Хитрые вопросы»
—    Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -UK-.)
—    Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)
—    Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)
—    Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Что общего между суффиксом и приставкой?
Домашнее задание
Упр. 176 (с. 94).
Дополнительный материал Суффикс -ёр-
Жил-был суффикс -ёр-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.
Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился — а -ёр- уже тут как тут.
Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ф-?!
—    А как назывался бы мастер -ф-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar