Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 56. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
05.09.2016, 10:20

Урок 56. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
—    Прочитайте слова, которые вы записали.
—    Написание каких гласных нужно проверять?
—    Назовите проверочные слова.
III.    Актуализация знаний
1.    Индивидуальная работа
—    От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Образец: встрёча — встречать.
Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.
—    От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой ? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Образец: мбре — морской.
Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.
—    Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом закачались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол.тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер успокоился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерев..ев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел...
—    Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.
Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под дерев..ями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёквбелой шу..ке с. лит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!
2.    Фронтальная работа
—    Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.
Солнце село, но в л..су ешё св..тло. Птицы болтливо л..печут. Молодая тр..ва блестит в.хёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск.льзит по к..рням и ств.лам деревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с..неет. Л..сной запах усиливается.
По И. Тургеневу
(Самопроверка.)
IV.    Самоопределение к деятельности
—    Отгадайте загадку.
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)
—    Назовите орфограмму в слове-отгадке.
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках
Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.
—    Что же это за согласные? Мы можем их узнать?
Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука - звонкий и глухой — оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] — по[тш]утить.
—    Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].
—    Что же произошло? (Оглушение.)
2.    Работа по учебнику
Упр. 208 (с. 111).
—    Прочитайте текст.
—    Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.
—    Как проверить слова с безударными гласными?
—    Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
—    Как проверить слова с парными согласными звуками?
—    Выполните письменное задание к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)
3.    Работа со словом из словаря
—    Какое новое слово встретилось в тексте? {Пороша.)
—    Объясните его лексическое значение. {Свежий слои выпавшего с вечера или ночью снега.)
—    Найдите слово пороша в орфографическом словаре.
—    Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
—    Составьте предложение со словом пороша, запишите.
—    Запомните написание этого слова.
4.    Работа по учебнику Упр. 209 (с. 111).
—    Прочитайте. Выполните задание по образцу.
—    Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.
—    В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.
VI.    Физкультминутка
VII.    Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 210 (с. 112).
—    Прочитайте.
—    Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?
—    Назовите два способа подбора проверочных слов. {Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)
—    Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?
—    Приведите примеры.
—    Расскажите правило соседу по парте.
Упр. 211 (с. 112).
(Работа в парах. Проверка.)
VIII.    Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)
Ено..-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры..ь.
Плывёт могучий бегемо..,
Медве..ь над нерпою ревёт,
И белый голу..ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
—    Почему нужно проверять слова с парными согласными? {Потому что звук и буква могут не совпадать.)
—    Какие слова называются проверочными? {Слова, в которых после согласного стоит гласный звук.)
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
—    Что показалось трудным?
Домашнее задание
Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar