Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 61. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
05.09.2016, 10:22

Урок 61. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Цель: формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
—    Прочитайте слова, которые вы записали.
—    Назовите проверочные слова.
III.    Актуализация знаний
—    Послушайте сказку про однокоренные слова.
Жил-был много тысяч лет назад старик-корень -лес-. Прожил он уже много и за это время стал очень богатым. Всё бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.
И вот однажды проходил мимо суффикс -ок. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про своё житьё- бытьё. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денёк-другой. Привёл его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс -ок к корню -лес- в гости ходил, чай пил. Так и жили -лес- да -ок — лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.
А тем временем мимо проходила приставка под-. Идёт, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Ин-тересно ей стало, решила она заглянуть на огонёк. А -лес- да -ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроём: приставка под-, корень -лес- и суффикс -ок — подлесок. Хорошо им втроём живётся. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.
Но в одно солнечное утро появился у границ страны суффикс -ник. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чём дело, страшно рассердился: «Что это? Почему в моём доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я — ближний родственник старику-корню?» Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лесник. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. «Как же тебе не стыдно, — сказал он суффиксу -ник. — Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень один, а поэтому вы — слова лесок, подлесок, лесник — родственники. И называетесь одним словом — однокоренные». Помирились приставка и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним ещё много других приставок и суффиксов в гости заходило.
—    Придумайте сами однокоренные слова с корнем -лес-.
—    Разделите слова на группы.
Вода, лес, половодье, лесник, водяной, лесной, водник, лесовик, водичка, лесок, водянка, полесье, наводнение, перелесок, водоросли, лесничий, водород, подлесок, паводок, водосток.
—    Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Закончите рассказ восклицательным, побудительным предложением.
Хоро.. пру., около нашего сада. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На б..р..гу ст..ит ни..кая бесе..ка. Вокру.. пруда растут берё..ки, ли..ки и ду..ки. На лугу у пруда с..неют незабу..ки. В..да в пруду прозрачная,
гла..кая. Мы часто к..таемся на ло..ке. В тихой в..де м.лькают ро..кие ры..ки.
—    Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)
IV.    Самоопределение к деятельности
—    Прочитайте слова.
Звёздный, грустный, солнце.
—    Произнесите их ещё раз медленно. Сравните произношение этих слов с их написанием. Что вы заметили? {Не все согласные звуки в словах произносятся.)
—    Назовите согласные звуки в словах, которые не произносятся.
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Наблюдения над произношением слов с непроизносимыми согласными
—    Прочитайте слова.
Грусть, радость, власть, звезда.
—    На какой вопрос они отвечают?
—    Подберите к этим словам однокоренные прилагательные.
—    Произнесите эти прилагательные медленно. Что вы заметили? {Не все согласные звуки в словах произносятся.)
—    Назовите согласные звуки в словах, которые не произносятся.
—    Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
—    Запишите прилагательные.
(Проверка.)
2.    Работа по учебнику
Упр. 223 (с. 117).
—    Прочитайте.
—    Назовите звуки, которые произносятся на месте выделенных буквосочетаний.
—    Назовите звуки, которые не произносятся, но буквой обозначаются.
—    Выполните письменные задания к упражнению.
(Самопроверка.)
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Почему в словах некоторые согласные звуки не произносятся?
—    Назовите звуки, которые не произносятся в корнях некоторых слов. 
3.    Работа со словами из словаря
—    Объясните лексическое значение слова чувство. (Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.)
—    Объясните лексическое значение слова лестница. (Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.)
—    Найдите слова чувство и лестница в орфографическом словаре.
—    Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
—    Составьте предложения со словами чувство и лестница, запишите.
—    Запомните написание этих слов.
—    Как вы понимаете эти выражения?
•    Шестое чувство (интуиция, чутьё).
•    Лишиться чувств (упасть в обморок).
•    Чувство собственного достоинства (самоуважение).
VI.    Физкультминутка
VII.    Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 225 (с. 118).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Как проверить написание слова с непроизносимым согласным? (Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)
—    Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
VIII.    Рефлексия
—    Прочитайте текст.
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.
Н. Некрасов
—    Найдите слова с непроизносимыми согласными.
—    Подберите проверочные слова.
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Как проверить написание слов с непроизносимым согласным? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar