Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 68. Правописание суффиксов и приставок
05.09.2016, 10:25

Урок 68. Правописание суффиксов и приставок
Цель: формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Самоопределение к деятельности
—    Прочитайте слова.
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.
—    Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)
—    В каких частях слова могут быть орфограммы?
—    Как проверить написание слова с орфограммой в корне? {Подобрать проверочное слово.)
—    А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)
—    Сформулируйте тему урока.
III.    Работа по теме урока
1.    Наблюдения над ролью приставок в словах
—    Прочитайте текст.
Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.
—    Выпишите из текста глаголы. Что вы заметили? (Это однокоренные слова.)
—    Чем отличаются эти глаголы? Выделите в них корень. При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)
—    Как найти приставку в слове?
2.    Работа по учебнику Упр. 239 (с. 124).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
—    Прочитайте приставки.
—    Прочитайте суффиксы.
—    Прочитайте слова, которые вы подобрали. Назовите приставки и суффиксы в этих словах.
—    Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс.)
Упр. 240 (с. 124).
—    Прочитайте.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
IV.    Физкультминутка
V.    Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 242 (с. 125).
—    Прочитайте пары слов.
—    Какой суффикс у слов первой группы? (-ек.)
—    Что с ним происходит при изменении формы слова? (Исчезает гласный звук.)
—    Какой суффикс у слов второй группы? (-ик.)
—    Что с ним происходит при изменении формы слова? (Гласный звук не исчезает.)
—    Сформулируйте правило.
—    Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка.)
—    Расскажите о правописании суффиксов -ик и -ек.
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте. Упр. 243 (с. 126).
(Работа в парах. Проверка.)
VI.    Рефлексия
—    Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки, „летел ураган, „бежал первым, „шёл в дом, „ехал из города, „копал
яму, „вязала варежки, „шёл друга.
—    Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.
Замоч..к, ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.
—    Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?
—    Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?
—    Оцените свою работу на уроке.
VII.    Подведение итогов урока
—    Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задёние
Упр. 241 (с. 125).
Дополнительный материал Чудесные превращения
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там школа, где они учились строить новые слова. Одно правило в этой школе выполнялось всеми обязательно: суффиксам разрешалось стоять только за корнем. Остальные правила считались не очень строгими и позволяли каждому делать слова на свой вкус и лад. А так как все суффиксы были друг на друга не похожи, то и слова у них получались разные. Озорник -ёнок любил всё уменьшать: кота он превращал в котёнка, слона — в слонёнка. Важный -ищ, наоборот, всех увеличивал и даже огромного великана мог сделать ешё больше — великанищем. Впрочем, у каждого суффикса немало историй. Вот послушайте.
Суффикс -ик учился прилежно, а вот его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком: вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть.
Один раз, когда е опять убежал, учитель — суффикс -тель — решил с того дня считать е в суффиксе -ек беглым гласным.
И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек - замочка, замочку; платочек — платочка, платочку.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar