Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 6. Виды предложений по цели высказывания
05.09.2016, 09:54

Урок 6. Виды предложений по цели высказывания
Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
(Учащиеся зачитывают свои тексты на тему «Летним днём в лесу».)
—    Чьи рассказы вам понравились больше всего? Почему?
III.    Актуализация знаний
(Работа в парах.)
—    Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.
Наступила золотая осень.
Туча на появилась небе.
Петух клюёт зерно.
Корабль стоит у.
Яркое солнце светит на небе и греет землю.
Зелёная трава.
IV.    Самоопределение к деятельности
(На доске карточки с закрытыми буквами.)
п |р |Е |Д |Л |О |Ж|Е |Н |И [Е
—    Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.
(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)
—    Из чего состоит текст? {Из предложений.)
—    Что такое предложение? {Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)
—    Что такое текст? {Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)
—    Что такое имена существительные? {Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)
—    Что такое имена прилагательные? {Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)
—    Что такое глаголы? {Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)
—    Какие слова пишутся с большой буквы? {Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)
—    Какие слова называются однокоренными? {Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)
—    Чем отличается звук от буквы? {Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)
—    Чем отличается гласный звук от согласного? {При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)
—    Как узнать, сколько в слове слогов? {Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.
—    Прочитайте слово, которое получилось.
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Беседа
—    Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки.
Бурным чувствам Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца. (Восклицательный знак.)
Вечно думая Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом. (Вопросительный знак.)
Загораживает
Путь,
Предлагает Отдохнуть. (Точка.)
2.    Работа по учебнику Упр. 20 (с. 17).
—    Прочитайте текст. Что нового вы узнали?
—    Какие знаки стоят в конце предложений?
—    Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?
—    На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?
—    Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Как различаются предложения? (По цели высказывания.)
—    Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).)
—    Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.)
Поупражняемся в распознавании вопросительных и повествовательных предложений.
Упр. 21 (с. 17).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
3.    Работа со словом из словаря
—    Отгадайте загадку.
В поле — метёлкой,
В мешке — золотом. (Овёс.)
—    Найдите слово овёс в орфографическом словаре.
—    Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
—    Составьте предложение со словом овёс, запишите.
—    Запомните, как пишется это слово.
4.    Работа по учебнику Упр. 22 (с. 18).
—    Прочитайте предложения.
—    Чем они похожи?
—    С какой интонацией они произносятся?
—    Выполните письменное задание к упражнению.
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию.)
—    Какие знаки ставятся в конце побудительных предложений? (Точка или восклицательный знак.)
5.    Распознавание предложений по цели высказывания
—    Послушайте отрывки из стихотворений.
У меня зазвонил телефон.
—    Кто говорит?
—    Слон.
—    Откуда?
—    От верблюда.
—    Что вам надо?
—    Шоколада.
К. Чуковский
—    Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?
—    Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
—    В чём дело?
—    Спасите!
—    Кого?
—    Бегемота!
Наш бегемот провалился В болото...
К. Чуковский
—    Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? (« Телефон», К. И. Чуковский.)
—    Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?
VI.    Физкультминутка
VII.    Закрепление изученного материала
1.    Работа по учебнику Упр. 23 (с. 18).
—    Прочитайте выразительно побудительные предложения.
—    Чем похожи все предложения? Какой бы темой вы их объединили?
—    Какие знаки стоят в конце предложений?
—    Какие предложения называются побудительными?
Упр. 24 (с. 19).
—    Прочитайте предложения. Из какой они сказки? Кто автор этой сказки? («Золотой ключик, или Приютчения Бурати- но»,А.Н. Толстой.)
—    Определите вид предложений по цели высказывания. Обоснуйте свой ответ.
—    Выполните письменные задания к упражнению.
—    Прочитайте предложения, которые вы выписали.
—    Назовите имена собственные. Как пишутся имена собственные?
Упр. 25 (с. 19).
—    Прочитайте задание.
—    Как нужно прочитать предложения?
—    Прочитайте предложения выразительно.
—    Что вы заметили? Изменился ли смысл предложения?
—    Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
2.    Лексическая работа
—    Вам приходилось слышать выражение крокодиловы слёзы? Что оно означает? В каких ситуациях употребляется?
—    Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари.
Для чего нужны слёзы?
Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слёз нужно каждому. Слёзы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.
Ну а разным плаксам слёзы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам.
Самые же знаменитые слёзы на свете — это крокодиловы слёзы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них — они ведь как-никак вошли в пословицу. А если ты о них ещё ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймёшь, стоит ли лить слёзы или не стоит. И можно им верить или нельзя!
Текла река с названьем - Нил,
И в ней плескался крокодил,
А крокодил был тот престранный,
Он был и хищный, и гуманный.
Любого друга и соседа Он не чинясь тащил к обеду.
Бывало, кончится обед,
А гостя почему-то нет.
Хозяин ел кого попало —
Гиену, волка и шакала,
Зато, когда обед кончался,
Хозяин в слёзы ударялся.
Его слезам почти поверя,
Издалека кричали звери:
—    Эй, дядя, полно убиваться!
Ты камышом начни питаться!
Обжора отвечал уныло:
—    Ох, доброта меня сгубила!
Я всех позвал бы на обед,
Но аппетита больше нет...
Я ваши семьи разлучил! —
И разрыдался крокодил.
Перевод Ю. Ильина
—    Какое толкование выражения крокодиловы слёзы следует из стихотворения?
VIII.    Рефлексия
—    Прочитайте текст. Какие предложения в нём есть?
—    Спишите, поставьте знаки препинания.
В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка.
—    Это не слонёнок Это почти взрослый слон
—    Почему же он такой маленький
—    Потому что это слон-карлик
—    А разве такие бывают
—    Как видите
—    За малый рост дали слону кличку Бэби
По В. Дурову
—    Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    С какой целью употребляются предложения в речи? (Чтобы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то, побудить к действию.)
Домашнее задание
Упр. 26 (с. 20).

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar