Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 74. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
05.09.2016, 10:27

Урок 74. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным твёрдым знаком.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
—    Прочитайте текст.
—    Как вы его озаглавили?
—    Назовите слова с приставками и слова с предлогами.
III.    Актуализация знаний
1.    Индивидуальная работа
—    Спишите. Разберите слова по составу.
Перелесок, подставка, подружка.
—    Выпишите из текста слова и распределите их в два столбика: 1) с приставками; 2) с предлогами. Подчеркните предлоги, выделите приставки. Выпишите отдельно слова, перед которыми не может быть предлогов. На какой вопрос они отвечают?
(По)стволу дерева можно сказать, где оно росло -- (в)лесу или (на) поляне. Если дерево растёт (на)поляне, его ветви тянутся (во)все стороны и ствол (у)такого дерева толще. А (в)лесу деревья (за)щищают друг друга (от) ветра. Стволы (у)них ровные, стройные.
2.    Фронтальная работа
—    Замените одним словом, запишите.
•    Снежная буря (вьюга).
•    Домики для пчёл (ульи).
•    Мать, отец, дети (семья).
—    Что общего в правописании этих слов?
—    Почему в этих словах написали разделительный мягкий знак?
—    Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
—    Запишите два слова с разделительным мягким знаком.
IV.    Самоопределение к деятельности
—    Прочитайте слова.
С..ёмка, об..явление, об..езд.
—    Какая буква пропущена в словах?
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Грамматическая сказка
Сказка о разделительных твёрдом и мягком знаках
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе. Однажды Незнайкин писал диктант.
«Сел кашу, пю воду, веду сёмку, забить коля», — старательно выводил, он.
—    Ой, ой, ой! — испугались неправильно написанные слова. — В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
—    А что с вами случилось? — удивился Незнайкин.
—    Ничего-то ты не знаешь! — горевали буквы е, ё, ю, я. — В этих словах мы обозначаем по два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твёрдого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук: [э], [о], [у], [а], и читают сел, пю, сёмку, коля вместо съел, пью, съёмку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
2.    Наблюдения над правописанием слов с разделительным твёрдым знаком
—    Образуйте имена существительные с корнем -езд-, используя приставки вы-, пере-, про-, за-, и запишите их. Приставки выделите.
—    А теперь с этим же корнем образуйте слова, используя приставки с-, об-, в-, под-, и запишите их. Приставки выделите.
—    Почему в этих словах вы написали разделительный твёрдый знак?
—    На какие буквы заканчиваются приставки?
—    Образуйте слова при помощи приставок от корней -ёж-, -ед-, -ясн- и запишите их. (Съёжился, съедобный, объяснить.)
—    Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак?
3.    Работа по учебнику Упр. 264 (с. 134).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
—    Назовите приставки в словах. На какие буквы заканчиваются приставки?
—    После каких приставок пишется разделительный твёрдый знак? (После приставок, которые оканчиваются на согласный.)
—    Перед какими буквами он стоит?
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Когда пишется разделительный твёрдый знак?
—    Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
VI.    Физкультминутка
VII.    Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 265 (с. 135).
—    Прочитайте стихотворение.
—    Что значит объегорил? {Обманул.)
—    Выполните письменные задания к упражнению.
—    Назовите слова с разделительным твёрдым знаком. Назовите приставки в словах и буквы, перед которыми написан разделительный твёрдый знак.
Упр. 267 (с. 135).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
—    Прочитайте сведения о языке на с. 136.
VIII.    Рефлексия
—    Выпишите слова с разделительным твёрдым знаком.
Всё вокруг объято страхом —
Разъярённый людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге Всё зверьё уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик Съёжился от страха тоже.
Разъярённый людоед Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей И не трогает животных.
С. Бондаренко
—    Когда пишется разделительный твёрдый знак?
—    Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак?
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 266 (с. 135).

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar