Главная» 1-4 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 7. Виды предложений по интонации
05.09.2016, 09:55

Урок 7. Виды предложений по интонации
Цели: повторить материал о видах предложений по интонации; развивать умение интонационно правильно произносить предложения.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
(Учащиеся читают свои рассказы.)
—    Чьи рассказы вам больше всего понравились? Почему?
III.    Актуализация знаний
1.    Индивидуальная работа
—    Прочитайте отрывок из сказки К.И. Чуковского «Телефон».
А потом позвонили зайчатки:
—    Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
—    Пришлите, пожалуйста, книжки.
—    Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.
—    Прочитайте отрывок из сказки о Красной Шапочке, которую написали братья Гримм.
Жила-была маленькая девочка. Все её очень любили. Но больше всех её любила бабушка. Однажды бабушка подарила ей шапочку из красного бархата. С тех пор девочку стали звать Красная Шапочка.
—    Составьте и запишите три вопроса к этому тексту, используя слова какой ? что ?
2.    Орфографическая минутка
(Запись под диктовку.)
Сильный ветер, работал в субботу, тёплое пальто, дружные ребята, жил в Москве, жёлтый карандаш, городская улица, хороший товарищ, группа учеников, листья берёзы.
—    Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают по одному словосочетанию, называют ударный слог в каждом слове, орфограммы.)
—    Составьте предложение с любым словосочетанием: вариант 1 — вопросительное, вариант 2 — повествовательное.
IV.    Самоопределение к деятельности
—    Прочитайте выразительно отрывок из произведения.
—    Нет, нет! Соловей Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше Ворону!
К. Чуковский
—    Из какого произведения эти строки? Кто его автор? {«Телефон», К.И. Чуковский.)
—    Какой знак стоит в конце предложений? С какой интонацией мы произносим эти предложения?
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Беседа о предложениях
—    Какие предложения называются повествовательными? (Предложения, в которых о чём-либо сообщают.)
—    Какие предложения называют вопросительными? (Предложения, в которых о чём-то спрашивают.)
—    Какие предложения называются побудительными? {Предложения, в которых советуют что-либо сделать.)
—    Прочитайте текст.
Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у мамы: «Папа приехал?» Однажды, увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером она сообщила подруге: «Папа приехал».
—    Какое предложение повторяется в тексте несколько раз? (Папа приехал.)
—    Что вы заметили? (Это предложение мы каждый раз произносим по-разному.)
—    Почему по-разному? (Первое предложение содержит вопрос, второе выражает сильное чувство, радость, третье — спокойное сообщение.)
2.    Грамматическая сказка
—    Послушайте сказку о нашем госте.
Восклицание
Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.
—    У меня большие неприятности, — сказал Ноль. — Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?
—    Ах! — воскликнул Восклицательный знак. — Это ужасно!
—    Мне очень трудно, — продолжал Ноль. — У меня такая умственная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
—    Ох! — воскликнул Восклицательный знак. — Это чудесно!
—    Мы с вами прекрасно сработаемся, — продолжал Ноль. — У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?
—    Эх! — ещё больше обрадовался Восклицательный знак. — Это действительно чудесно!
И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.
—    Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак?
—    Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Если предложение содержит сильное чувство, радость.)
3.    Работа по учебнику Упр. 27 (с. 20).
—    Прочитайте.
—    Как произносятся предложения с восклицательным знаком?
—    Прочитайте сведения о языке на с. 21.
—    Какое предложение называется восклицательным? (Предложение, которое произносится с сильным чувством.)
—    Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? (Восклицательный знак.)
—    Какое предложение называется невосклицательным? {Предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства.)
Упр. 28 (с. 21).
—    Прочитайте. Назовите автора стихотворения.
—    Что хотел передать автор этими строками? С какой интонацией нужно их читать?
—    Какие знаки стоят в конце предложений?
—    Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 29 (с. 21).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
—    Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации.
—    Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание. Упр. 30 (с. 22).
(Работа по вопросам и заданиям упражнения.)
VI.    Физкультминутка
VII.    Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
—    Рассмотрите таблицу на с. 22.
—    Назовите виды предложений по цели высказывания.
—    Какие предложения называются повествовательными?
—    Приведите примеры.
—    Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?
—    Какие предложения называются вопросительными?
—    Приведите примеры. 
—    Какой знак ставится в конце вопросительного предложения?
—    Какие предложения называются побудительными?
—    Приведите примеры.
—    Какой знак ставится в конце побудительного предложения?
—    Назовите виды предложений по интонации.
—    Приведите примеры.
—    Какие предложения называются невосклицательными?
—    Какие знаки ставятся в конце невосклицательного предложения?
—    Приведите примеры.
—    Какие предложения называются восклицательными?
—    Какие знаки ставятся в конце восклицательного предложения?
—    Приведите примеры.
Упр. 32 (с. 23).
—    Прочитайте стихотворение.
—    Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.
—    Выполните письменное задание к упражнению.
VIII.    Рефлексия
—    Закончите высказывание.
Предложения бывают...
Сейчас, когда приду домой,
Произнесёт их мама:
«Ты дрался, да?..
Ты что — немой?..
Ну что молчишь упрямо?»
{вопросительные, невосклииателъные);
Повествовать придётся мне,
И я скажу:
«Не дрался, не...
Свалился с дерева, и вот...»
{повествовательные, невосклицательные);
Тут папа в комнату войдёт.
Войдёт и скажет:
«Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!»
{повествовательные, восклицательные).
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Когда в конце предложений ставится восклицательный знак? 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 05.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar