Урок 93. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте имена существительные, назовите их род.
— Как определить род имени существительного?
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Густой туман ст..ит (над)лесом. Сквозь густые суч..я д..рев..ев б.леет небо. На липе в.хят последние з..л..тые лист..я. Б..рёза кр.хиво р..суется на г..лубом небе. Осиновая рощ.. х..р..ша и в тумане.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н..ры д..бычу ждёт, притаившись, серый кот.
Мышь осталась (без)хв.хта, вырываясь (от)к..та.
А теперь и (за)версту не приблизится (к)к..ту.
2. Фронтальная работа
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Укажите род имён существительных.
Четыре брата
П,од одной шапкой живут. (Стол — м. р.)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч - м. р.)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела Дуб, дуб.
Поломала
Зуб, зуб. (Пила — ж. р.)
Висит, болтается,
Всяк за него хватается. (Полотенце — с. р.)
Два братца пошли в воду купаться,
А третий на берегу валяется. (Ведро, коромысло — с.р.)
Под Новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь — м. р.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Четвёртый месяц как шагнёт,
Так с треском лопается лёд. (Апрель.)
Ю. Коринец
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский ... (почтальон).
С. Маршак
— Что общего в записанных словах? (Есть мягкий знак.)
— Одинаковую ли работу выполняет он во всех словах? Какую? (Показатель мягкости и разделительный мягкий знак.)
— Придумайте сами и запишите ещё по два примера к каждому случаю.
(На доске записаны слова.)
Дочь, печь, конь.
— Чем похожи эти слова? (Есть мягкий знак.)
— Одинаковую ли работу он выполняет в этих словах?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 51 (с. 31).
— Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются? {На шипящие.)
— Найдите имена существительные мужского рода и запишите в первый столбик.
— Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик.
— Сравните существительные с шипящим на конце женского и мужского рода. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак. {Существительные мужского рода пишутся без мягкого знака, а женского рода — с мягким знаком.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 31, 32.
— На конце существительных какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? {Женского.)
— На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? {На то, что это имена существительные женского рода.)
— Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? {На конце существительных мужского рода
после букв, обозначающих шипящие звуки, не пишется мягкий знак.)
— Приведите примеры.
— Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте. Упр. 52 (с. 31).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Найдите выделенные слова. Объясните их написание.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
Упр. 53 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Какие орфограммы вы подчеркнули в словах?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 54 (с. 32).
(Работа в парах.)
— Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. (Мышь — это существительное женского рода, а все остальные — мужского.)
Упр. 55 (с. 32).
— Прочитайте. Какие слова называются антонимами?
— Выполните задание.
— Прочитайте пары слов. Назовите орфограммы.
VIII. Рефлексия
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами.
1) Хорошая ре., лучше мёда. 2) Умный товари.. - половина дороги.
— Объясните смысл пословиц.
— На что указывает мягкий знак в слове речь! (Это существительное женского рода.)
— Приведите свои примеры слов с шипящими на конце. Объясните их написание.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?
|