Урок 97. Склонение имён существительных
Цель: познакомить с изменением окончаний имён существи¬тельных в зависимости от вопроса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Лиса, лисы, лисе, лисой.
— Это однокоренные слова? (Нет. Это формы одного слова.)
— Поставьте к каждому слову вопрос.
— Что изменяется в слове при изменении его по вопросам? (Окончание.)
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 64 (с. 36).
— Прочитайте текст.
— Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заме¬тили? (Изменяется окончание слова.)
— Выпишите слово сосна вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в словах оконча¬ния.
(Проверка.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 36, 37.
— Что такое склонение? (Изменение по падежам.)
— Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.
Упр. 65 (с. 37).
(Коллективное выполнение.)
— Прочитайте на с. 38, на что нужно обратить внимание.
2. Упражнение в склонении имён существительных
— Просклоняйте имена существительные река, рыба. Выде¬лите окончания.
(Один ученик работает у доски. Записывает падеж, вопросы, имена существительные в нужном падеже, выделяет окончания.)
3. Самостоятельная работа
— Просклоняйте слова: вариант 1 — книга, вариант 2 — берёза. (Проверка.)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 66 (с. 38).
— Прочитайте.
— Что значит «просклонять имя существительное»? (Изменить по вопросам.)
— Выполните задание.
(Проверка с записью на доске.)
2. Выборочный диктант
— Выпишите имена существительные, укажите их род и число.
1) Не смотри в лицо, а смотри на дело. 2) Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 3) Мороз и метели под февраль полетели. 4) Рукам рабо¬та — душе праздник.
VI. Рефлексия
— Послушайте весёлые стихи про падежи.
Воскликнул Именительный:
— Мой именинник тот,
Который изумительно Науку познаёт!
— Того, - сказал Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей Надеть себе пальто.
— Тому, — ответил Дательный, —
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно Уроки делать сам.
— Того, — сказал Винительный, —
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно Не может прочитать.
— С тем, — заявил Творительный, —
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно Относится к труду.
— О том, — сказал Предложный,
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может Полезное для нас.
А. Тетивкин
— Назовите падежи по порядку с вопросами.
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Что такое склонение имён существительных?
Домашнее задание
Просклонять слова стрела, гроза.
|