Главная» 5 класс » Информатика

План конспект по информатике 5 класс Урок 10. Носители информации
04.09.2016, 11:48

Урок 10. Носители информации
Цели урока:
•    дать учащимся представление о древних и современных носителях информации;
•    показать разнообразие носителей информации.
Основные понятия:
•    носитель информации;
•    дискета;
•    жесткий диск;
•    лазерный диск.
Рекомендуемые образовательные ресурсы:
•    презентация «Носители информации» из Набора ЦОР к УМК;
•    ЕК ЦОР: анимация «Информация и ее носитель».
Особенности изложения содержания темы урока
Рекомендуется следующая последовательность актуа-лизации и проверки усвоения изученного материала:
1)    ученики отвечают на вопросы 1-4 на стр. 13 и № 1-7 на стр. 16 учебника;
2)    производится визуальная проверка выполнения зада-ния № 4 на стр. 5 рабочей тетради;
3)    на основании задания № 4 на стр. 5 рабочей тетради учи-тель в хронологической последовательности задает уче-никам вопросы типа: «Какое событие произошло в ...?». Правильные ответы учащихся желательно подкреплять заранее подобранной иллюстрацией.
Новый материал фактически продолжает тему, начатую на предыдущем уроке. Он также очень тесно связан с исто-рией. При изложении этого материала следует активно ис-пользовать всевозможный иллюстративный материал (пре-зентация «Носители информации», анимация «Информация и ее носитель»), пытаться «включать» знания школьников, полученные ими на уроках истории. При наличии времени желательно уделить внимание современным носителям ин-формации (§ 3.2), так как это расширит знания школьников об устройстве компьютера.
 
В рабочей тетради представлен проект «История пись-менности»1. Это очень большая и кропотливая работа, кото-рую следует выполнять в течение всего учебного года по мере изучения соответствующих разделов истории древнего мира. К выполнению этого проекта желательно привлечь внимание учителя истории, который со своей стороны мог бы инициировать и стимулировать его выполнение.
Работа на компьютере на этом уроке — клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
Домашнее задание §1.4, 3.2, РТ: № 3 (стр. 4).
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике № 4 (стр. 19):
•    бумага, текстовая информация;
•    метал, цифровая информация;
•    бумага, текстовая, цифровая и графическая информа-ция;
•    бумага, текстовая, цифровая и графическая информа-ция;
•    кинопленка, видеоинформация.
№ 5. Проект «История письменности»2 Древний Египет
1.    Загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц и саркофагов, называют иероглифами — «священным письмом».
2.    О — «солнце», У1 — «идти»,£^ — «хлеб»,
О — «рот».
3.    В египетском письме было более 700 иероглифов.
4.    Первоначально письмо египтян не передавало звуков языка, а многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком. Тогда египтяне придумали следу-
1    Это задание не носит обязательного характера.
2
Вигасин А. А и др. История древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобра- зоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1997.
 
ющее. В египетском языке слово «рот» звучало как «эр», и они стали соответствующим иероглифом обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» употреблялся для обозначения звука «т», потому что по-египетски «хлеб» — «тэ», и т. д.
5.    Гласные звуки у египтян иероглифами не передавались.
6.    Основная трудность при чтении египетских иероглифов состояла в том, что их было очень много: одни из них пе-редавали отдельные согласные звуки, другие — сочета-ния согласных звуков, а третьи — целые слова.
7.    При письме без гласных совершенно разные слова, на-пример, «дом» и «едим», обозначались одинаково. Чтобы избежать путаницы египтяне ставили рядом со словом значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь.
8.    Правила египетского иероглифического письма были очень сложны. Поэтому человек, умеющий читать и пи-сать, казался египтянам настоящим мудрецом
9.    Разгадать тайну египетских иероглифов удалось фран-цузскому ученому Шампольону, жившему в начале XIX в. Он сопоставил египетские и греческие надписи, покрывавшие большой камень, найденный в Египте.
10.    Основным носителем информации в Египте был папирус.
11.    В долине Нила рос высокий тростник — папирус. Сте-бель его разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски складывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху полоски клали в поперечном направле-нии. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу — его тоже называли папирусом. Папирус — рыхлый материал, поэтому писать на нём можно было только с одной стороны: чернила, наносив-шиеся заострённой камышовой палочкой, проникали на всю глубину. Кроме того, папирус хрупок, поэтому сги-бать его листы и сшивать их в тетради было нельзя. Долгое время в странах Средиземноморья папирус был самым распространённым видом писчего материала. В Египте его изготовляли на экспорт.
 
12.    Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все длин-нее и длиннее. Для хранения ее сворачивали в трубочку — свиток. Свитки хранили в сундуках и стенных нишах. Некоторые тексты предназначались специально для погребений; многие из них сохранились и дошли до нашего времени. До наших дней сохранились папирус-ные свитки, длина которых больше сорока метров.
13.    На папирусах начало новой мысли (новый абзац) выде-ляли красной краской. Новый абзац в тексте мы начинаем с «красной» строки.
Древнее Двуречье
14.    В Двуречье записи делали на табличках из мягкой глины.
15.    Письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков, называли клинописью.
16.    За основу письма в Двуречье был взят клин, потому что его было проще всего выдавливать на глиняной таблич-ке с помощью специально заостренной палочки.
17.    Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово.
18.    Многие значки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетаний соотве-тствующих звуков, слогов.
19.    В клинописи несколько сот знаков.
20.    Научиться читать и писать в Двуречье было сложно. Много лет мальчики занимались в специальной школе писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до за-ката. Ученики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.
21.    Археологи раскопали библиотеку ассирийского царя Ашшурбанапала (VII в. до н. э.), на полках которой было более 20 тыс. табличек с самыми разнообразными текстами. Эта библиотека не погибла от пожара потому, что состояла она из покрытых письменами глиняных табличек.
Финикия
22.    Финикийским торговцам письменность была нужна для ведения своих счетных записей.
 
23.    Финикийская система письма была значительно проще египетской или вавилонской.
24.    Каждый значок финикийского письма соответствовал звуку. Его можно назвать буквой.
25.    Всего в финикийском алфавите было 22 буквы.
26.    Главный недостаток финикийского письма — отсутствие знаков, для обозначения гласных звуков.
27.    Финикийский алфавит усовершенствовали греки. Они впервые стали обозначать не только согласные, но и гласные звуки.
28.    Слово «алфавит» происходит от названия двух первых финикийских (греческие) букв: «алеф» («альфа») и «бет» («бета»).
Индия и Китай
29.    В древней Индии записи делались на узких полосках пальмовых листьев.
30.    В Древней Индии писали чернилами из сажи, смешан-ной с соком сахарного тростника.
31.    Древнеиндийская книга представляла собой скреплен-ные узкие полоски пальмовых листьев: в полосках делали отверстия и продевали шнурок.
32.    Цифры, которые мы используем, называются арабскими.
33.    Придуманы арабские цифры в Индии.
34.    Письменность Китая (китайские иероглифы) похожа на египетскую письменность.
35.    Китаец, умеющий читать и писать, должен был запом-нить тысячи иероглифов.
36.    Образованный китаец должен был писать не только грамотно, но и красиво.
37.    Бамбуковые китайские книги представляли собой связку узеньких дощечек из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку.
38.    В Китае научились изготавливать тонкие и воздушные шелковые ткани. Из них не только шили богатые одеж-ды. На шелке делали записи.
 
39.    Бумагу изобрели китайцы.
40.    Бумага изготавливалась из тряпок, бамбука и коры де-ревьев.
41.    К старому тряпью добавляли волокно конопли или бам-бука и древесную кору, все это измельчали и варили в чанах, а полученную массу пропускали через прямоугольные сита. На ситах оставался слой, который после обработки становился листом бумаги.
42.    Китайцы скрывали технологию изготовления бумаги.
Древняя Греция
43.    В результате войн произошел упадок греческой культу-ры, греки перестали пользоваться письмом и забыли его. Это произошло в 12 в. до н. э.
44.    В 8 веке до н. э. в Греции появилась новая письменность. Её создали на основе финикийского алфавита.
45.    Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки. Это позволило грекам более точно при письме передавать звуковую речь.
46.    Греческий алфавит состоит из 24 букв.
47.    ВIX-VIII вв. до н. э. греки писали на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Однако главным материалом оставался папи-рус. Позднее в Риме и Греции стали применять деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. Их широко использовали в школах. Старый текст на воске можно было затереть и нанести новый. Если тексты были длинными и размещались на нескольких табличках, их связывали. Так получалась связка, которую называли кодексом.
48.    В III в. до н. э. возникла самая известная библиотека древности — Александрийская в Египте. ВI в. до н. э. в ней было около 700 тыс. свитков.
49.    Однажды египетский царь Птолемей попросил у афинян рукописи Эсхила и Софокла, желая снять с них копии. Боясь за судьбу знаменитых рукописей афиняне потре-бовали за них в залог 500 кг серебра. Птолемей дал этот залог, взамен получил рукописи и передал их не для переписки, а на вечное хранение в Александрийскую биб
 
лиотеку. Царь предпочел прослыть обманщиком, поте-рять серебро, но сохранить драгоценные рукописи у себя.
50.    Библиотека в Пергаме (Малая Азия) конкурировала по известности с Александрийской библиотекой. Поэтому царь Египта запретил вывоз папируса в Пергам. Тогда (во 2-м веке до н. э.) за неимением другого сырья в Перга-ме наладили производство тонко выделанной кожи мо-лодых животных, предназначенной для письма.
51.    Пергамент — предназначенная для письма специаль-ным образом обработанная овечья, телячья, козья кожа. Материал был прочным, но на изготовление одной кни-ги могло пойти целое стадо. Листы можно было сгибать и сшивать. Писали на пергаменте уже с двух сторон и не только тростниковыми палочками, но и птичьими перь-ями. Сшитые листы образовывали кодекс. Эти кодексы стали вытеснять папирусные свитки, и в Римской импе-рии в библиотеках знати свитков с III в. н. э. уже не держали. Пергаментные тетради использовались в школах.

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar