Главная» 5 класс » Информатика

План конспект по информатике 5 класс Урок 4. Основная позиция пальцев на клавиатуре
04.09.2016, 11:44

Урок 4. Основная позиция пальцев на клавиатуре
Цели урока:
•    дать представление о принципе расположения букв на клавиатуре;
•    познакомить учащихся с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации.
Основные понятия:
•    символьная (алфавитно-цифровая) клавиатура,
•    основная позиция пальцев на клавиатуре.
Рекомендуемые образовательные ресурсы:
•    плакаты: «Знакомство с клавиатурой», «Правила работы на клавиатуре» из Набора ЦОР к УМК;
•    ЕК ЦОР: анимация «Положение рук. Привязка к кла-вишам»;
•    клавиатурный тренажер.
Особенности изложения содержания темы урока Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала: 1 2 3 4 5 6
1)    учитель предлагает ответить на вопросы 1-4 на стр. 75 учебника (при ответе на вопрос 3 соответствующие устройства или их изображения желательно демонстрировать);
2)    визуальная проверка выполнения № 6 на стр. 57 рабочей тетради;
3)    одному из учеников предлагается на плакате или настоящей клавиатуре компьютера найти и показать те группы клавиш, которые будут называть его одноклассники;
4)    наиболее сильному ученику можно предложить самому назвать группы клавиш и показать их на клавиатуре;
5)    визуальная проверка выполнения заданий 10-11 на стр. 61-62 рабочей тетради;
6)    учитель зачитывает вопросы, а ученики дают ответы по заданию № 10 на стр. 61 рабочей тетради;
 
7)    учитель предлагает отдельным ученикам зачитать свои ответы в задании № 11 на стр. 62 рабочей тетради.
Этап объяснения нового материала связан с обсуждени-ем результатов, полученных в задании № 8 на стр. 58-59 рабочей тетради (проект «Самая необходимая буква»). Хотя это задание и не является обязательным для выполнения, но обычно в каждом классе находится несколько учеников, ко-торые с удовольствием его выполняют. Этого вполне доста-точно.
Следует обратить внимание учеников на расположение русских букв на клавиатуре компьютера и выяснить их точку зрения на вопрос, почему буквы расположены именно так, а не иначе? В результате обсуждения следует подвести учеников к той мысли, что буквы на клавиатуре расположе-ны по принципу «наибольшей повторяемости». Для доказа-тельства этой гипотезы следует воспользоваться данными из таблицы задания № 8 на стр. 58-59 рабочей тетради.
Предварительно следует подготовить в табличном про-цессоре таблицу следующего вида1:
Частота встре-
Буква 1    2    3    4    5 Среднее чаемости букв в
русском языке
А    62
Б    14
В    38
Г    13
Д    25
Е, Ё    72
Ж    7
3    16
И    62
1 Эта работа выполняется на одном (демонстрационном) компьютере. С помощью мультимедийного проектора ее результаты проецируются на большой экран.
 
Частота встре-
Буква 1    2    3    4    5 Среднее чаемости букв в
4    русском языке
Й    ~    10
К    28
Л    35
М    26
Н    53
О    90
П    23
Р    40
С    45
Т    53
У    21
Ф    2
X    9
Ц    4
Ч    4
Ш    6
Щ    3
Ы    16
Ь,Ъ    14
Э    3
Ю    16
Я    18
Другие    182
Во время урока в столбцы с номерами 1-6 заносятся дан-ные, полученные учениками. Затем выполняется подсчет средних значений. Как правило, средние значения, полу-ченные в результате обработки данных, полученных школь-никами, достаточно близки к результатам, приведенным во втором столбце.
 
Если задание № 8 дома не выполнил никто из учеников, то соответствующее мини-исследование можно провести в классе. Для этого нужно разбить класс на группы по несколько человек, раздать каждой группе карточки с небольшими текстами (около 1000 символов). Каждой группе дается свой текст, при этом на каждого члена группы полагается отдельная карточка. Карточка может иметь вид:
За рекой был лес. Коротышки делали из берёзовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами. Собирать ягоды было трудно, потому что коротышки ведь были крошечные, а за орехами и вовсе приходилось лазить на высокий куст да ещё тащить с собой пилу. Ни один коротышка не смог бы сорвать орех руками — их надо было пилить пилой. Грибы тоже пилили пилой. Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и тащат по кусочкам домой.
В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.
Подсчитай, сколько раз в этом фрагменте встречается буква:
А —     Ж —     М —     Т—    Щ —    
Б —     3 —     Н —     У—     Ы —    
В —     И—     О—    Ф —     Ь, Ъ —    
Г —     Й—     П—    X—     Э—    
Д-    К-    Р—    ц—     ю —
Е, Ё —     Л-     С-     Ч—     Я—    
Ш—     Другие —
 
В зависимости от того, сколько учеников входит в состав группы, каждому из них поручается обработать соответст-вующее количество букв.
В результате этой работы устанавливаются буквы, чаще всего встречающиеся в текстах на русском языке1. Ученики ищут эти буквы на клавиатуре (можно использовать рисунок на стр. 70 учебника) и выясняют, что они действительно расположены в ее центральной части.
Далее ученикам следует объяснить, что понимается под основной позицией пальцев на клавиатуре, обозначив зоны «ответственности» каждого пальца обоих рук. Здесь, безус-ловно, будет незаменим плакат «Правила работы на клавиа-туре»; можно воспользоваться анимацией «Положение рук. Привязка к клавишам». Важно ознакомить учащихся с пра-вилами, которые необходимо соблюдать при вводе информации с помощью клавиатуры.
Практическая часть занятия — работа с клавиатурным тренажером. Мы не рассматриваем овладение «слепым» де-сятипальцевым методом печати в качестве задачи курса информатики в первую очередь потому, что не располагаем нужным количеством учебного времени. Тем не менее, на-вык этот считаем, безусловно, полезным и в зависимости от реальных ресурсов школы советуем уделить его формиро-ванию максимально возможное время. На этом уроке реко-мендуется использовать клавиатурный тренажер «Клавиа-тор», предварительно настроенный на режим «Тренировка. Уроки 1-8». Режим «Тренировка» предназначен для обучения пальцев рук «находить» соответствующие им клавиши.
Домашнее задание
§ 2.3 (стр. 72-75), РТ: № 9 (стр. 60), № 12 (стр. 63)2.

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar