Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 17. Древнее Двуречье
11.10.2016, 21:19

Урок 17. Древнее Двуречье

Цели: ознакомить учащихся с природой, климатическими усло​виями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I.​ Организационный момент

II.​ Изучение новой темы

План \

1)​ Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

2)​ Занятия жителей Двуречья.

3)​ Религия и письменность древних жителей Двуречья. На доске: тема урока.

1.​ Рассказ учителя.

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фа​раоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как можно было добраться египтянам до этой реки?

2.​ Работа по карте (с. 31 Вигасина).

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский по​луостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добрать​ся до реки Евфрат.

-​ Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? (Двуречье или Междуречье.)

-​ Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат? (Турция, Сирия, Ирак.)

-​ Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат? (Обереки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.)

-​ Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат? (Мест​ность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге - совсем ровная и камней там нет.)

3.​ Работа с историческими документами.

Геродот. История

193... .Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана канала​ми. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, пло​довые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя дости​гают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (маслич​ное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 58.

Вопросы к документу:

-​ Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Земля очень плодородная)

-​ Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам, финиковые пальмы.)

-​ Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строи​ли каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)

Миф о потопе (Вигасин, с. 65)

Вопросы к документу:

-​ Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей.)

-​ Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? (Праведному человеку Утнапишти.)

-​ Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат.)

-​ Какую информацию о людях Двуречья дает этот документ? (О существовании у них религиозных верований.)

-​ Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нем отразилась природа страны? Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел?

4.​ Рассказ учителя.

Разливы Тигра и Евфрата не такие, как разлив Нила, - короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывает​ся толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о Всемирном потопе, который погубил почти всех людей.

Земледельцы жили в Двуречье с глубочайшей древности, еще в первобытную эпоху. А государства возникли приблизительно в то же время, что и в долине Нила - более пяти тысяч лет назад.

5.​ Решение задачи.

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам шко​лы - будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

-​ Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени? (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.)

6.​ Рассказ учителя.

Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуре​чья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы и дворцы. А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?

7.​ Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 3 § 13 на с. 64 Вигасина.

8.​ Беседа по прочитанному.

-​ Каким богам преклонялись жители Двуречья? (В одном горо​де богу солнца Шамашу, в другом - богу луны Сину, мудрым считали бога воды Эа, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях.)

-​ Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами?(Жители Двуречья не могли объ​яснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам.)

^ - Какую роль играли жрецы в Двуречье? (Они были служите​лями храмов, могли общаться с богами.)

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сооб​щить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «египтяне» и «жители Меж​дуречья». Одни должны отстаивать преимущества климатических условий Египта, другие - Междуречья.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Египет

Междуречье

 

 

 

Ученики, защищая преимущества климатических условий Егип​та и Междуречья, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебника​ми, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложе​ния учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1)​ разливы рек;

2)​ плодородие почвы;

3)​ растительность;

4)​ строительный материал;

5)​ письменность и климатические условия.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таб​лицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументи​рованное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

III. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.

-​ Что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья?

Ответы:

а) В Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях.

б) Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей.

в) Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

-​ В чем различия? (Разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, пи​сали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.)

2.​ Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 47 (с. 41).

3.​ Заполните таблицу.

Условия, благоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье

Условия, неблагоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье

 

 

 

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 13 Вигасина; подготовить развер​нутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 46 (с. 40).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar