Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 19. Финикийские мореплаватели
11.10.2016, 21:19

Урок 19. Финикийские мореплаватели

Цели: ознакомить учащихся с важнейшими открытиями и дос​тижениями финикийцев в области культуры; продолжить формиро​вание умений правильно показывать на карте исторические объек​ты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.

Оборудование: карты Средиземноморья и мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 15. .

КАРТОЧКА № 15

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «О чем рассказывают

законы Хаммурапи?»

Для этого вспомни:

-​ Какие природные явления происходили с реками в этих странах?

-​ Кем был Хаммурапи?

-​ Чем прославился Хаммурапи?

-​ Где были высечены законы этого царя?

-​ Какие классы существовали в Древнем Вавилоне?

-​ Какие занятия были у его жителей?

-​ Какое самое распространенное наказание было прописано в зако​нах за преступления?

-​ Какое отношение в законах было к рабам и свободным гражда​нам в этой стране?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Хаммурапи был самым могущественным и знаменитым царем Ва​вилона. Он прославился своими законами, которые были высечены на большом столбе из твердого черного камня. Прочитав их, ученые выяснили, что в Древнем Вавилоне существовали рабовладельцы, рабы, ремесленники и крестьяне. Они умели обрабатывать землю, разводить сады, выращивать пшеницу, строить дома, плотины, шить одежду, обрабатывать кожу, торговать. За совершение преступления наказа​ние - смерть. Рабы не имели никаких прав, существовали наравне с ве​щами. Законы защищали права подданных самого Хаммурапи. Таким образом, этот документ дает нам очень много сведений о жизни жите​лей Древнего Вавилона.

2. Индивидуальная работа с учащимися.

а) Решите задачу.

В странах Междуречья была распространена легенда: «Некий садовник был опытен и трудолюбив, но все его усилия были напрас​ны. Как бы он ни поливал свой сад, тот засыхал и его растения гибли. Тогда он обратился к богам и, возведя глаза к звездам, изучил зна​мения и законы богов. С новыми знаниями он посадил у себя в саду новое дерево, которое своей широкой листвой укрывало в тени весь сад. С тех пор урожай стал велик и неизменен».

- Какие действительные факты из жизни людей отражает эта легенда? (Существование религиозных верований, упорство и трудолюбие жителей Междуречья.)

б) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 56 (с. 46-47).

Первыми жителями Южного Междуречья были шумеры. На

глиняных табличках, которым без малого четыре тысячи лет, уче​ные прочитали шумерские пословицы и поговорки. Вот, напри​мер, нытик, вечно жалующийся на свою судьбу, любил поговорку: «Я родился в злосчастный день!» О беспомощных неудачниках шумеры говорили так: «Брось тебя в воду - вода протухнет, пусти тебя в сад - все плоды сгниют».

Шумеры высоко ценили дружбу. Но, как говорят по-русски, «свой своему поневоле брат». Примерно так же говорили в Южном Междуречье: «Дружба длится день, родство длится вечно».

В ряде пословиц и поговорок проявилось отношение шумеров к войне и миру. С одной стороны, постоянная готовность к вой​не, казалось, была необходима, чтобы выжить. Шумеры говорили: «Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот».

Но, с другой стороны, шумерам была очевидна бессмысленность войн, а также тот факт, что враг в долгу не останется: «Ты идешь за​воевывать землю врага, враг приходит, завоевывает твою землю».

А вот еще несколько пословиц и поговорок первых жителей Южного Междуречья:

1.​ Бедняк занимает - себе забот наживает!

2.​ Не все семьи бедняков одинаково покорны!

3.​ Что это за писец, если не знает шумерского языка!

4.​ Хорошо одетому всегда рады.

5.​ Он еще не поймал лисицу, а уж делает для нее колодку.

6.​ Увернулся от дикого быка - натолкнулся на дикую корову. Попытайтесь объяснить смысл этих пословиц и поговорок.

Какие из них можно употребить в наши дни? В каких случаях? Приведите примеры.

Три последние шумерские пословицы (№ 4-6) напоминают рус​ские пословицы. Подумайте, какие именно.

3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 15.

III.​ Переход к изучению новой темы

Торговые пути из Двуречья выходили к государству с красивым названием Финикия. Жители его были замечательными мастерами, мореплаватели бороздили просторы морей и океанов. Поэтому се​годня на уроке мы выясним следующее.

-​ Какие открытия были сделаны финикийцами?

IV.​ Изучение новой темы План

1)​ Географическое положение и города Финикии.

2)​ Открытия, сделанные финикийцами.

На доске: тема урока.

1. Работа по карте (с. 31 Вигасина).

-​ На каком побережье Средиземного моря располагалась Фи​никия? (На восточном побережье Средиземного моря.)

-​ Какой рельеф на территории этого государства? Посмотрите легенду карты. (Горы и возвышенности.)

-​ Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр или Евфрат? (Нет, таких крупных рек в Финикии не было.)

-​ Какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Библ, Сидон, Тир.)

-​ Сегодня территория Финикии - это какое государство? (Сирия.)

2.​ Самостоятельная работа с текстом учебника.

-​ Прочитайте п. 1 § 15 на с. 71 Вигасина. Выясните, какие ремесла существовали у жителей Финикии? (Выращивали виноградники, оливковые деревья, делали вино и масло, про​давали лес, изобрели прозрачное стекло, строили корабли и бороздили моря и океаны.)

3.​ Работа с историческими документами.

Геродот о финикийцах (Путешествие финикийцев)

... Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракло​вы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце ока​зывалось у них на правой стороне.

Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впо​следствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию...

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987.С. 74.

-​ Какое открытие сделали финикийские мореплаватели? (До​казали, что Африка окружена морем )

-​ Как поступали иногда с местными жителями (с. 71 Вигасина)? (Местных жителей тайно похищали и продавали в рабство.)

4.​ Работа по карте (с. 72 Вигасина).

-​ Где побывали финикийцы? (В Греции, на о. Крит, на о. Кипр, в Италии, в Испании, обогнули всю Африку, Малую Азию.)

-​ Что обозначено на карте кружочком? (Колонии финикийцев).

5.​ Работа с новыми терминами.

Колония - поселение.

Колонизированные-захваченные (территории) и подчиненные кому-либо.

6.​ Работа с историческим документом.

Финикийская письменность

А финикияне эти, прибывшие в Элладу с Кадмом (среди них были и упомянутые гефиреи), поселились в этой земле и принесли элли​нам много наук и искусств и, между прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам. Первоначально у кадмейцев письмена были те же, что и у остальных финикиян. Впоследствии же вместе с из​менением языка постепенно изменилась и форма букв. В то время из эллинских племен соседями их были в большинстве областей ионяне. Они переняли от финикиян письменность, изменили также по-своему немного форму букв и назвали письмена финикийскими (что было совершенно справедливо, так как финикияне принесли их в Элладу). Ионяне также издревле называют книги кожами, потому что при отсут​ствии папируса они писали на козьих и овечьих шкурах. Еще и поныне многие варварские народности пишут на таких шкурах.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 74.

Вопросы к документу.

-​ Что придумали финикийцы? (Финикийцы придумали алфавит).

-​ Какое это и^ело значение? (Способствовало развитию пись​менности).

V.​ Закрепление изученного материала

1.​ Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 61, 62 (с. 50).

2.​ Заполни пропуски.

-​ На восточном побережье Средиземного моря находилась... (Финикия).

-​ Финикийцы сажали... (виноград) к... (оливковые деревья).

-​ Самыми крупными городами финикийцев были ..., ... и ... (Библ, Сидон, Тир).

-​ В Финикии изобрели... (прозрачное стекло), ... (алфавит) и пурпурную... (краску).

-​ Финикийцы основывали... (колонии).

-​ В Северной Африке финикийцы основали город... (Карфаген).

VI.​ Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 15 Вигасина или § 15 Михайловско​го; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие открытия были сделаны финикийцами?»; для любознательных:выяснить, чем закончился рассказ «Царская краска» из «Книги для чтения по истории Древнего мира» А.И. Немировского, М., 1986.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar