Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 1. Введение в историю Древнего мира
11.10.2016, 21:00

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Цели: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвое​ние понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» или Михайловско​го Ф.А. «История Древнего мира».

Информация для учителя

Памятка при работе с исторической картой

-​ Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой - таб​личкой у края карты. Она является важной опорой в дейст​виях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, рас​краску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, о партизанских движениях и т. д.

-​ Обратите внимание на условность знаков и их несоразмер​ность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи - важнейшие события.

-​ При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природо​ведения и географии; карта как изображение земной поверх​ности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д.

-​ От класса к классу карты становятся более сложными, насы​щенными условными обозначениями, и работа с ними услож​няется.

-​ Показывать географические и исторические объекты по на​стенной карте нужно стоя с правой стороны.

-​ Для лучшего понимания и запоминания расположения гео​графических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной поли​тической карте мира, и по исторической карте.

Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

План

1)​ Что изучает история Древнего мира?

2)​ Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

1.​ Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учеб​ника, название его глав.

2.​ Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек​сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

3.​ Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

4.​ Беседа по прочитанному.

-​ Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про​шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме​нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

5.​ Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу​чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз​мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро​фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим​ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни​мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско​пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

6.​ Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос​таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

III.​ Закрепление изученного материала

-​ Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-​ Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз​дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

-​ Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

-​ Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

-​ Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна​комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

IV.​ Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер​нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Дополнительный материал

Как находят археологические памятники

В окрестностях села Тарасово, в 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от нее через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зеленые предметы, которые он выбросил вместе с землей из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся кое-где без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапуль- ский музей. Коля срочно направился в Тарасово. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь в какой-то степени и помог - обнажил выброшенные кости и вещи, раскиданные фактически по всей длине траншеи. Все, что мог, он собрал, запаковал и привез.

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско- мазунинского времени.

Замечательное открытие!

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск,

1996. С. 127-128.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar