Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 26. Китайский мудрец Конфуций
11.10.2016, 21:22

Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

Цели: ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция; продолжить формирование умений правильно показы​вать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.»

Ход урока

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты»

1.​ Подготовка устного ответа по карточке № 22.

КАРТОЧКА №22

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» Для этого вспомни:

129.​ Чем занимались жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги, которых, по легенде,Брахма создал из частей своего тела?

130.​ Как эти группы людей отличались внешне друг от друга?

131.​ Какие права имела каждая из этих групп?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у ко​торых были строго определенные права и обязанности. Самыми поч​тенными в Индии считались брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того чтобы стать настоящим брах​маном, нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать **а земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, об​служивали своих хозяев, подчинялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.

2. Работа с классом (учитель выбирает любой из предложенных вариантов).

Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде (с. 98-99 § 21 Вигасина).

-​ Когда произошло объединение Индии? (В III е. до н. э.)

-​ Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

-​ Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

-​ У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встречали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)

Вариант 2. Тест5.

3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III.​ Переход к изучению новой темы

Мы познакомились с религиозными верованиями древних ин​дийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхож​дению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

-​ Ознакомимся с учениями китайского мудреца Конфуция.

IV.​ Изучение новой темы

План

1)​ Географическое положение и природные условия Китая.

2)​ Конфуций - древнекитайский философ.

3)​ Учение Конфуция.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций,

бамбук.

1.​ Работа по карте (с. 103 Вигасина).

-​ Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

-​ Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)

-​ Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими ле​сами.)

-​ Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

2.​ Рассказ учителя.

Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, раз​рушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правите​ли которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы (подробнее о Конфуции см. ниже в дополнительном ма​териале для учителя).

3.​ Работа с историческим документом на с. 104-105 Вигасина.

4.​ Беседа по прочитанному.

-​ Всякого ли образованного человека Конфуций считал на​стоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

-​ Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с ка​кими? Если нет, то с какими? (Ответы детей.)

5.​ Сообщение учащегося о письменности и книгах древних ки​тайцев.

V.​ Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 89 (с. 74).

б) Решите задачу.

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в го​сударстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различа​ют знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледельцев всегда становятся зем​ледельцами».

-​ Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций? (Этот философ пытается закрепить неравен​ство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.)

VI.​ Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 22 Вигасина или § 20л. 1, 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83, заполните контурную карту «Китай в древности»; для любознательных: а) подумайте, в чем сход​ство и в чем различия учений Будды и Конфуция; б) подго​товить сообщение о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик).

Дополнительный материал

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н. э.)

Древний китайский проповедник и писатель.

В историю мировой культуры Конфуций вошел как основополож​ник особой религии - конфуцианство. Это имя было дано ему иезуит​скими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти.

Как о любом религиозном деятеле, о нем складывались различные легенды. Согласно одной из них матери Конфуция было видение о том, что она должна отправиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила младенца. Вокруг новорожденного парили драконы и бодисатвы.

На самом же деле Конфуций родился в городе Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристо​кратов, чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.

Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось най​ти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева бамбука или на шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.

Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре просла​вившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.

После смерти матери он последовал общепринятому обычаю - вер​нулся домой и соблюдал траур три года. Он отказался от всех удоволь​ствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Jly. Но какое-то время спустя ему при​шлось уйти со службы из-за интриг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже не вернулся на служ​бу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуньцю».

Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Суть учения Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организо​ванное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей.

Он также утверждал, что управлять низшими классами следует прежде всего с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники являются для народа «отцом и ма​терью». Подобные взгляды Конфуция основывались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. В свою очередь корнями они уходили в традиции китайской культуры.

В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг к другу и о необходимости соблюдать обычаи. Он также полагал, что дворянин и придворный чиновник должны не стремиться к власти и получению новых чинов, а изучать музыку, поэзию и историю своих предков.

Соблюдение обрядов означало почитание памяти предков, появление уважения к современным правителям и почтение к пожилым людям.

Последние годы жизни Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречении были собраны в литературный сборник, получивший назва​ние «Аналекты Конфуция». Одно из изречений, например, гласит: «Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе».

Распространение идей Конфуция началось с правления династии Хань (202 г. до н. э.), тогда была принята идея философа о необходи​мости работы ученых людей в правительстве и начато обучение пра​вительственных чиновников. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались таковыми до 1912г., когда был сброшен последний китайский император.

Правда, к началу 20-х гг. влияние конфуцианства в Китае ослабло, и сегодня на его место пришел буддизм.

Все обо всех. Том 2. М., 1996. С. 131-135.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar