Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 27. Первый властелин единого Китая
11.10.2016, 21:23

Урок 27. Первый властелин единого Китая

Цели: подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

П. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Китайский мудрец Конфуций»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 23.

КАРТОЧКА № 23

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский

мудрец Конфуций?»

Для этого вспомни:

-​ Как нужно было относиться к старшим (родителям, братьям

и сестрам)?

-​ Почему Конфуций считал, что мудрость заключается в знании

старинных книг?

-​ Каким должен быть настоящий ученый?

-​ Какой китаец считался воспитанным и учтивым?

-​ Можно ли выполнять наставления Конфуция сегодня? Почему?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Известный китайский мудрец Конфуций считал, что нужно со​блюдать традиции, которые установились с давних времен. Младшие должны уважать и слушаться старших. Для того чтобы стать мудрым человеком, нужно много читать, приобщаться к мудрости древних. Вос​питанным считался тот человек, который обладал хорошими манерами. Например, при входе в дом нужно снимать обувь, сидеть нудно было подогнув под себя ноги, есть двумя палочками, волосы заплетать, быть вежливым. Любой правитель государства должен заботиться о своих подданных. Он не должен быть жестоким. Таким образом, многие по​ложения учения Конфуция современны и сегодня. Особенно отношение к старшим, к учениям.

2. Индивидуальная работа с учащимися.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 88 (с. 73-74).

б) Реши задачу.

Из китайских народных песен:

Наши крысы, наши крысы, Не грызите вы посевы. Мы живем у вас три года, А наград от вас не видно. Бросим вас, уйдем подальше, В страны счастья мы уйдем. Посмотри на крысу: у нее есть шкура, А у господ нет и благородства. Если человек не имеет благородства, Что ему еще делать, как не умирать?

-​ Кого авторы песен показывают в образе вредителей посе​вов - крыс?

-​ Какие мысли и чувства народа переданы в этих песнях? (В об разе вредителей посевов - богатые люди, эксплуатировавшие бедных, которые мечтали о лучшей жизни.)

3.​ Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 87 (с. 73).

б) Решите задачу.

На гадательных костях были найдены вопросы к богам:

Правильно ли принести в жертву военнопленных?

Правильно ли закапывать рабов или нет?

Принести в жертву 30 человек, 10 быков?

Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?

-​ Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников о хозяйстве, строе, верованиях древних китай​цев? (Данные надписи свидетельствуют о существовании у древних китайцев религиозных верований, о жертвоприно​шениях, о существовании рабства, о жестоком обращении с рабами.)

4.​ Устный ответ ученика по карточке № 23 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III.​ Переход к изучению новой темы

Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказания​ми и не проявлять жестокость. В 221 г. до н. э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китай​ские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

-​ Какое значение имело для жителей Древнего Китая объеди​нение страны в единое государство?

IV.​ Изучение новой темы

План

1)​ Объединение Китая в 221 г. до н. э.

2)​ Управление государством Цинь Ши Хуаном.

3)​ Открытия китайцев.

На доске: тема урока, новые слова: Цинь ШиХуан, гунны, бой​ница, Южно-Китайское море.

1. Рассказ учителя.

Итак, в 221 г. до н. э. правителем единого китайского "государ​ства стал Цинь. Он принял новый императорский титул Цинь Ши хуанди.

Его министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел важнейшие преобразования и реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император зиал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, которых назначал император. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность лю​дей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих по​читателей учений Конфуция. Кроме этого император затеял военные походы в другие страны. Для чего? Это вы объясните сами.

2.​ Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 2 § 23 на с. 107 Вигасина или п. 2 § 20 на с. 115

Михайловского.

3.​ Беседа по прочитанному.

-​ С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные похо​ды? (Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории.)

-​ Куда были организованы походы? (На побережье Южно- Китайского моря.)

-​ С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племенами гуннов.)

4.​ Сообщение о строительстве Великой Китайской стены (делает 1 ученик).

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Чем отличается режим правления Цинь Ши хуанди от государственного механизма в Древнем Египте?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

V.​ Закрепление изученного материала

-​ Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство?(Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.)

-​ Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.)

VI.​ Подведение итогов урока

Домашнее задание: повторить к контрольно-обобщающему уро​ку: а) новые термины, которые изучали в разделе «Древний Восток»; б) § 13, 16, 18, 20 Вигасина, § 15, 16, 17, 18 Михай​ловского.

Дополнительный материал

В это время китайская государственность изменялась медленно, зато наука, литература и ремесла развивались быстро. Именно в то время китайцы научились выращивать гусениц бабочки-шелкопряда и делать шелковые ткани. Росло производство железа, а из бронзы делали красивые сосуды и статуи.

В V в. до н. э. началось строительство Великой Китайской стены, которая отделяет плодородные земли Китая от сухих степей, населен​ных кочевниками. У кочевников (гуннов) китайцы научились ездить верхом; появилась боевая конница. Китайские оружейники изобрели арбалет (самострел) для борьбы с конными лучниками.

Китайская наука достигла в это время больших успехов. Астрономы и математики Китая не уступали своим коллегам из Египта, Вавилона и Греции. В Китае впервые был изобретен компас из намагниченного железа, помогавший воинам и купцам находить верный путь через степи и леса.

Китайские путешественники в это время проникли в горные джунг​ли за рекой Янцзы, а на западе они достигли Средней Азии и завязали торговлю с жителями Самарканда и других городов.Постоянная тор​говля с Западом по Великому шелковому пути началась после объе​динения всей страны империей Хань (И в. до н. э.).

В это время китайцы писали на бамбуковых дощечках, а важные документы записывали кисточкой на шелке. Позднее они научились делать бумагу из ветоши и древесной коры.

В Китае (одновременно с Грецией) возникла наука о государствен​ном управлении. Китайские ученые часто становились министрами. Около 500 г. до н. э. ученый Конфуций (Кун Цю) основалпервый университет и привел в систему летописи, составленные в разных кня​жествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.

Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.

М., 1994. С. 55.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar