Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 35. Зарождение демократии в Афинах
11.10.2016, 21:25

Урок 35. Зарождение демократии в Афинах

Цели: подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона; обеспечить усвоение понятий «демо​кратия», «реформы»; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характери​стику событиям и их участникам.

Ход урока

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 28.

КАРТОЧКА № 28

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние греки

в своих полисах?»

Для этого вспомни:

-​ Что такое полис?

-​ Какие черты отличают его?

-​ Какие полисы тебе известны?

-​ Какие занятия существовали у жителей полиса?

-​ Кто управлял им?

-​ Чем был недоволен демос?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древнегреческий полис - это город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Самыми крупными полисами были Афины, Спар​та, Милет. Жители полисов выращивали оливковые деревья, из пло​дов которого делали масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду. Поэтому демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство.

2.​ Работа с классом. Тест9.

3.​ Устный ответ ученика по карточке № 28 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III.​ Переход к изучению новой темы

Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался права участвовать в управле​нии Афинами и требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Для того чтобы изменить эту опасную обстановку в стране, знать и демос в 594 г. до н. э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране реформы.

- Какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?

IV.​ Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

1)​ Содержание реформ Солона.

2)​ Значение реформ.

На доске: тема урока, новые слова: Солон, граждане, реформы,

Народное собрание, демократия.

1.​ Рассказ учителя.

Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно, не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих ка​честв, отмеченных у Солона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда мно​гому всюду учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении:

Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно

Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет.

Особенно прославился Солон во время борьбы афинян с со​седним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о не​удаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова.

Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, в котором много раз повторялось запре​щенное название острова.

Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.

2.​ Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская полития

6.​ Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий мо​мент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

7.​ Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали приме​нять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса... на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все клас​сы были гражданами, имеющими собственность)... Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки...

8.​ Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию.

Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопагитов на​значил охранять законы...

9... .Вот какие три пункта в солоновском государственном устрой​стве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - от​мена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народ​ному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.

10. ...Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 130-132.

3.​ Беседа по вопросам к документу.

-​ Чьи законы отменил Солон? (Законы Дракона, за исключе​нием законов об убийствах.)

-​ Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)

-​ На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)

-​ Какие права Солон дал каждой группе? (Предоставленные права были для всех групп населения, но права были разного объема. Кроме того, народ мог обращаться в суд в том слу​чае, если происходило нарушение прав.)

-​ Какое значение это имело? (Раньше права имели только бо​гатые, а сейчас все. Это было очень важно для демоса.)

-​ Какой новый орган власти создал Солон? (Совет четырехсот.)

-​ Чем занимался совет ареопагитов? (Он должен был следить за выполнением его законов.)

-​ Почему в документе народ назван властелином государства? (Потому, что он теперь мог участвовать в голосовании.)

4.​ Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина п. 3 на с. 141-142 (со второго абзаца).

Задание: выяснить, как изменился суд при Солоне.

Ответы:

а) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.

б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

в) Решение суда определялось большинством голосов судей.

5.​ Работа с новыми терминами.

Граждане - все свободные жители Афин. «

Народное собрание - орган, который решал важные государ​ственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.

Демократия - власть демоса или народовластие.

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с ма​териалами параграфа, предлагает написать сочинение-размышление «Последствия солоновских реформ». (Сочинение рассчитано на 35 ми​нут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

V.​ Закрепление изученного материала

1.​ Решение задачи.

Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является

Мать черная земля многострадальная, С которой сбросил я позорные столбы, Рабыня раньше, а теперь свободная. - Объясните, о чем идет речь в данном отрывке. Какие изме​нения произошли в Афинском государстве после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения?

Ответы:

а) Речь в данном отрывке идет о личной оценке своей дея​тельности самим Солоном. Главным своим достижением он считает отмену рабства в Афинском государстве. С мо​мента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

б) После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей.

в) Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основы демократии.

2.​ Рассказ учителя.

После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель. Почему? Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке.

VI.​ Подведение итогов урока

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar