Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 38. Олимпийские игры в древности
11.10.2016, 21:26

Урок 38. Олимпийские игры в древности

Цели: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, пер​выми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Ход урока

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Основание греческих колоний»

1.​ Подготовка устного ответа по карточке №31.

 

 

КАРТОЧКА № 31

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как выглядела греческая

колония?»

Для этого вспомни:

-​ Почему греки покидали свою родину и селились на чужих землях?

-​ Назови любые греческие колонии (воспользуйся картой).

-​ Что привозили купцы из Греции в колонию?

-​ Что вывозили из нее?

-​ Права греков в колониях отличались от прав, которые они имели

на родине?

-​ Что общего оставалось у греков, живших на разных территориях?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Поскольку в Греции было мало почв, пригодных для земледелия, не хватало продуктов питания, велась борьба между демосом и знатью: все это заставляло греков осваивать новые земли - колонии. Самые известные из них на побережье Черного моря - Ольвия, Херсонес, на побережье Средиземного моря - Сиракузы, Карфаген. В свои колонии греки вывозили вино, оливковое масло, различные ремесленные изде​лия. Привозили оттуда хлеб, рабов, мед. Права греков в колониях, их религиозные верования и обряды, управление не отличались от тех, которые существовали у них на родине. Таким образом, где бы ни жили греки, они говорили на одном языке, пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эл​линами, а Грецию - Элладой.

2.​ Индивидуальная работа с учащимися (письменно на листоч​ках; 5-6 человек).

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 27 (с. 19).

б) Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова:

1)​ Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня! (Прометей.)

2)​ Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, за​блудился бы в нем и не нашел выхода. О, если бы вы зналй, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков! (Дедал.)

3)​ До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!(Геракл.)

4)​ Какой позор для меня, никогда не смыкавшего глаз! Конечно, если бы не колдовство царевны, я не погрузился бы в тяже​лый сон... А она-то какова! Пошла против собственного отца и помогла чужеземцам овладеть бесценным сокровищем! (Дракон, стороживший золотое руно в Колхиде.)

5)​ Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не про​изошло! (Тесей.)

6)​ Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывает​ся от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона.)

Догадались ли вы, о каких героях мифов идет речь? Если да, то обоснуйте свой ответ.

3.​ Работа с классом. Решение задачи.

-​ Греческий аристократ писал: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял». К каким событиям в Греции VIII—VI вв. до н. э. относится это высказывание? Почему многие ари​стократы покидали Грецию? (Это высказывание относится к периоду колонизации греками побережий Черного и Среди​земного морей. Аристократы покидали свои дома в поисках новых земель или с желанием обезопасить свою жизнь от притеснений демоса на родине, так как интересы тех и дру​гих часто не совпадали )

4.​ Устный ответ ученика по карточке № 31 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III.​ Переход к изучению новой темы

Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был один язык, пись​менность, религия. Боги древних греков жили на горе Олимп. В честь них в Греции устраивались Олимпийские игры. А как они проходи​ли? Когда были самые первые игры? Мы узнаем на уроке.

-​ Ознакомимся с историей Олимпийских игр.

IV.​ Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

1)​ Первые Олимпийские игры.

2)​ Пять незабываемых дней.

3)​ Победители Олимпийских игр.

На доске: тема урока, дата 776 г. до н. э., новые слова: атлет,

Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген.

1.​ Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина, п. 1 §33 нас. 153.

- Назовите причины появления Олимпийских игр. (Поклоне​ние богам. Стремление показать силу и ловкость жителей Греции.)

2.​ Рассказ учителя или сообщения учащихся.

Олимпийские игры происходили летом и продолжались пять

дней. В первый день было торжественное открытие: атлеты при​носили жертву богам, клялись бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи клялись выносить справедливые решения.

Следующие дни были посвящены состязаниям по различным видам спорта. Большинство состязаний происходило на стадионе, который имел продолговатую форму. Плату за посещение стадиона не брали. С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на ста​дион выходили судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними шли атлеты из всех городов Греции. Зрители приветствовали их громкими криками и рукоплесканиями.

Самая короткая дистанция в беге равна 192 м. Одним из ви​дов состязания был бег в шлеме и со щитом. На беговой дорожке устраивались состязания по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг. Спортсмены соревновались и по прыжкам в длину, часто исполь​зовали при этом гири.

Борьба была любимым состязанием. Для победы требовалось, что​бы борец трижды коснулся земли обеими лопатками. Не менее люби​мым состязанием был кулачный бой: бойцы наносили удары только по лицу и голове. Схватка длилась до тех пор, пока один из противников не падал без сознания или не признавал себя побежденным.

Конные состязания проходили на ипподроме, колесницы про​бегали 13 км.

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «В чем отличия Олимпийских игр древности от современных?» (Сочине​ние рассчитано на 30 минут, учебниками и записями учениками разрешено пользоваться.)

V. Закрепление изученного материала

Решите задачу: вопрос 1 в конце § 33 на с. 157 Вигасина.

Ответы:

а) Во время игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.

б) 20 лет : 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх).

VI. Подведение итогов урока

Вариант урока 38. Олимпийские игры в древности

(урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I.​ Игра

Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назна​чается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от имени афинянина «Моя победа на Олимпийских играх». При этом ученики должны попытаться понять и реконструировать особенно​сти восприятия V в. до н. э. На задание дается 25 минут.

Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, на​бравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».

II.​ Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что Олимпийские игры - не только спортивное событие в жизни Древней Греции. Игры еще раз напоминали эллинам, что они составляют единую цивилизацию.

Домашнее задание: прочитать § 33 Вигасина; творческое задание: составить рассказ от имени зрителя, попавшего на Олимпийские игры в Древнюю Грецию; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 34 (с. 24); для любознательных: кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? (Первым российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду, IV Олимпийские игры, 1908 г., Лондон.)

Дополнительный материал

В конце XIX в. появились первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием атлетов из разных стран. Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возобновить Олим​пийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического со​вершенствования», будут способствовать культурному сотрудничеству народов. В парадном зале Парижского университета 25 ноября 1892 г. Кубертен прочитал публичную лекцию «Олимпийский ренессанс».

Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!»

Перед изумленными слушателями Кубертен нарисовал прекрас​ную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого человека. «И мы - наследники этой цивилиза​ции!» - воскликнул он, заканчивая лекцию.

Учредительный конгресс сторонников олимпизма состоялся в Пари​же 23 июня 1894 г. На нем было принято решение о проведении Олим​пийских игр и создании Международного олимпийского комитета.

Чтобы связать две цивилизации - эллинскую и нынешнюю, - ме​стом проведения Игр I Олимпиады современности были выбраны Афи​ны - столица Греции.

Годом I Олимпиады стал 1896-й. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии.

Энциклопедия для детей. Спорт. Том 20.

М.: Аванта+, 2001. С. 25.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar