Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей
11.10.2016, 21:01

Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей

Цели: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формиро​вание умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из ка​бинета биологии).

Ход урока

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Древнейшие люди»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 2.

КАРТОЧКА № 2

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»

Для этого вспомни:

-​ Когда появились на Земле первобытные люди?

-​ Где жили древние люди?

-​ Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом совре​менного человека.)

-​ Чем отличались древние люди от животных?

-​ Какие занятия существовали у первобытных людей?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн лет назад, в Северо-восточной и Восточной Африке. Они были похожи на обезьян,

но в отличие от них умели изготавливать примитивные орудия труда. Кроме того, они занимались собирательством и охотой. Благодаря уме​нию трудиться древние люди смогли выжить.

3.​ Творческая работа (2 ученика).

Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев...»

4.​ Индивидуальная работа (5 человек). Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».

...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несча​стьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.

-​ Что давал огонь первобытным людям?

-​ Как они его сохраняли?

-​ Почему потеря огня считалась несчастьем?

4.​ Работа с классом. Проверка знания терминов.

-​ Дайте определение понятий «Всемирная история», «истори​ческий источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

5.​ Развернутый ответ учащегося по карточке № 2.

III.​ Переход к изучению новой темы

Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Воз​никла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.

-​ Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

IV.​ Изучение новой темы План

1)​ Жизнь в суровых климатических условиях.

2)​ Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

3)​ Родовая община.

На доске: тема урока, новые слова: остроконечник, гарпун, ро​довая община.

1.​ Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать пп. 1 и 2 § 2 на с. 11-12 Вигасина, п. 3 § 2 на с. 17-18

Михайловского.

-​ Что помогло первобытным людям выжить морозными зи​мами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при- думали новые охотничьи орудия: копье с каменным нако​нечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

5.​ Работа с иллюстрациями учебника.

-​ Опишите по рис. 3 на с. 12 учебника Вигасина охоту на ди​ких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)

3.​ Сообщение учащегося (в объеме учебника).

И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согну​тое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свой​ством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охот​ничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.

4.​ Рассказ учителя.

Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назо​вешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сооб​ща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми - в тетрадях.

Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хо​зяйство.

ВАРИАНТ ИГРОВОГО УРОКА

Для проведения игрового урока учителю следует попросить уче​ников предварительно прочитать параграф. Класс должен составить логическую цепочку, предполагающую установление причинно- следственных связей. В начале урока учитель предлагает началь​ное и конечное звенья этой цепи. В данном случае это - леднико​вый период... родовая община. Соответственно учащиеся должны восполнить пробелы. На решение этой задачи у них должно быть 10 минут.

Ответ: Ледниковый период - резкое похолодание - необходи​мость использовать более сложные орудия труда, «приручение» огня человеком - человек становится охотником - потребность в помощи окружающих - родовая община.

Более детальная, логически обоснованная цепочка должна по​ощряться учителем.

Ученики должны предлагать свои варианты и их обоснование. Авторы наиболее длинных и вместе с тем подтвержденных аргу​ментами цепочек должны получить оценку пять.

V.​ Закрепление изученного материала

- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жи​лищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)

VI.​ Подведение итогов урока

Вариант урока 3. Родовые общины охотников и собирателей (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I.​ Игра

Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назна​чается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от нашего современника «В родовой общине». При этом ученики должны попытаться понять, чем родовая община отличатся от со- нременного общества. На задание дается 25 минут.

Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, на​бравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».

II.​ Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что охота и со​бирательство были самыми древними занятиями человека. Переход к земледелию и скотоводству стал настоящей революцией в орга​низации древнего общества.

Домашнее задание: прочитать § 2 Вигасина или § 2 Михайловско​го; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что помогло

первобытным людям выжить в новых природных условиях?»;

рабочая тетрадь (вып. 1), задания № 3 и 4 (письменно).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar