Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 40. Нашествие персидских войск на Элладу
11.10.2016, 21:26

Урок 40. Нашествие персидских войск на Элладу

Цели: завершить изучение истории героической борьбы грече​ских полисов с державой персов; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать не​сложные картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Ход урока

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Победа

греков над персами в Марафонской битве»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 33.

КАРТОЧКА № 33

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходила Мара​фонская битва?»

Для этого вспомни:

-​ Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

-​ Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли

послы Дария Первого?

-​ Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

-​ Как повели себя жители Спарты?

-​ Какую помощь оказали жители города Платеи?

-​ Как построились войска греков? Как они сражались?

Сделай вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне?

Примерный ответ учащегося

В начале V в. до н. э. царь Дарий Первый решил подчинить себе Элладу, так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам. Многие греческие полисы сразу покори​лись войскам Дария. Только афиняне и спартанцы решили встретить врага. На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело. Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу. Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов. Мильтиад преградил путь врагам в Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине. Они построились фалангой и сражались как обезумевшие. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. Таким образом, впервые над персами была одер​жана победа.

7.​ Работа с классом.

а) Подготовка к контрольно-обобщающему уроку.

-​ Дайте определения понятиям «классы», «государство», «экс​плуатация», «полис», «демократия», «реформы», «религия», «олигархия».

-​ Что обозначают слова: ареопаг, архонты, илоты, граждане, Народное собрание, стратег, колония?

б) Проверка умений показывать на карте исторические объекты.

-​ На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя и Се​верная.)

-​ Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес.)

-​ Где находится город Афины. (В Аттике.)

-​ Где находится Спарта? (На полуострове Пелопоннес, в мес​течке Лакония.)

3.​ Устный ответ ученика по карточке № 33 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами. Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это по​нимали немногие афиняне. Среди них был и Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.

-​ В каких крупных сражениях с персами смогли победить греки благодаря тщательной подготовке?

IV. Изучение новой темы

План

1)​ Подготовка эллинов к новой войне.

2)​ Бой в Фермопильском ущелье.

3)​ Саламинское сражение.

На доске: тема урока, новые слова: Фемистокл, Фермопильское

ущелье, триера, о. Саламин, Ксеркс, Коринфский перешеек.

1.​ Рассказ учителя.

Фемистокл - вождь демоса. Он выступил в Народном собра​нии и убедил всех в том, что флот - опора демократии, потому что в него брали даже неимущих бедняков. Афиняне прислушались к его предложению и за короткий срок построили двести триер. На таком судне было сто восемьдесят гребцов. Кстати, существует мнение, что в античном мире на веслах кораблей сидели рабы. В действительности же рабу не доверяли весел, даже на торговых судах гребцами были свободные люди. Фемистокл убедил греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Три​дцать греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. И вот в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс повел свои вой​ска на Элладу. Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском, который отделял Северную Грецию от Средней Греции.

2.​ Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

а) Прочитать п. 3 и 4 § 35 на с. 163-165 Вигасина или п. 3 и 4 § 29 на с. 165-167 Михайловского.

б) Заполнить таблицу, начатую на прошлом уроке.

Греко-персидские войны

Дата

Сражение

Результаты сражения

1)​ 490 г. до н. э.

2)​ 480 г. до н. э.

3)​ 480 г. до н. э.

Марафонская битва

Бой в Фермопильском ущелье

Саламинское сражение

Победа греков Победа персов Победа греков

 

3. Рассказ учителя (дополнение к тексту учебника).

а) К Фермопильскому сражению.

Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10 ООО человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались - в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых воинов.

Леонид знал про обходную тропу и заранее поставил на ней отряд в 1000 воинов. Но охранявшие ее греки потеряли бдитель​ность, так как здесь было тихо и спокойно. Поэтому, когда персы неожиданно подошли, греки, не выдержав натиска, бежали, б) К Саламинскому сражению.

Саламинское сражение было решающим в ходе греко-персидских войн. Среди афинян нашлись 500 греков, которые заявили, что они отказываются оставлять город со всеми вместе, укрепились на ак​рополе и все героически погибли.

V.​ Закрепление изученного материала

1.​ Беседа по вопросам.

-​ Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор мо​гущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих го​сударств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился неза​урядный талант Фемистокла.)

-​ Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою неза​висимость.)

8.​ Проверка заполнения таблицы.

VI.​ Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 35 Вигасина или § 29 Михайлов​ского; подготовиться к контрольному тесту по истории Гре​ции: а) повторить § 30, 31 Вигасина, § 26, 27 Михайловского; б) повторить термины; для любознательных: у Фермопильского ущелья поставлен памятник погибшим спартанцам. Это фигура льва. Почему? (Имя Леонид в переводе с греческого означает «лев».)

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar