Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей
11.10.2016, 21:27

Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей

Цели: контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии; продолжить формирование умений обоб​щать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими докумен​тами.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», картина «Афинская гавань Пирей».

Информация для учителя

Поскольку объем материала по истории Древней Греции дос​таточно большой, целесообразно провести проверку того, как дети усваивают материал. Поэтому в первой половине этого урока про​водится проверка качества знаний учащихся по ранее изученному материалу истории Древней Греции. Для экономии времени можно попросить учащихся выполнить тестовые задания. Вторая половина урока - изучение новой темы.

Ход урока

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нашествие персидских войск на Элладу»

1. Выполнение тестового задания10.

III.​ Переход к изучению новой темы

После победы при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борь​бы с персами Афины создали военный союз греческих государств, который называли Афинским морским союзом. Именно этот союз смог окончательно разбить войска персов. По договору между про​тивоборствующими сторонами персам и их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. Во многих освобожденных полисах была установлена власть демоса - демократия. Наиболь​шего расцвета она достигла в Афинах.

- Выясним, как жили жители афинского порта Пирей.

IV.​ Изучение новой темы

План

1)​ В военных и торговой гаванях.

2)​ Продажа рабов.

На доске: тема урока, новые слова: Пирей, верфи, Совет пя​тисот.

1. Рассказ учителя.

Главным портом Афинского государства в V в. до н. э. стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. Афиняне тщательно его укрепили. В Пирее находились две военные и одна торговая гава​ни. В военных гаванях находилось около 400 триер, служили на них только граждане. Кроме граждан, в Афинах были переселенцы и рабы. За порядком в военных гаванях следил Совет пятисот. Бур​ная жизнь кипела в торговой гавани этого порта.

2.​ Работа по картине и иллюстрации в учебнике «Афинская га​вань Пирей» (с. 167 Вигасина или с. 11 Михайловского).

а) Внимательно рассмотрите картину.

б) Ответьте на вопрос:

-​ Чем торговали в этой гавани? (В глиняных сосудах могло быть оливковое масло, виноградное вино, в мешках-зерно, которое привозили из колоний, в плетеных корзинах - свежая рыба и, конечно, «живой товар» -рабы.)

3.​ Работа с историческим документом.

Аристотель. Политика, 1252в -12546

1253а. Во всех ремеслах... нужны бывают соответствующие для них инструменты... и из этих инструментов одни являются неодушев​ленными, другие - одушевленными... раб же является в известной степени одушевленной частью собственности...

Ксенофонт. О доходах

Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал внаем фракийцу Сесии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.

Демосфен, LIIL Против Никострата

22. .. .Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыт​кой... Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов... Стела11, столбец 1 ... Кефисидора, метека в Пирее. 165 драхм - фракиянка, 144 драхмы - скиф 240 драхм - сириец, 72 драхмы - ребенок из Карии 161 драхма - иллириец, 60 драхм - лидиянка

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 144-146.

4.​ Вопросы к документам и беседа по ним.

-​ Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках.)

-​ Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в ра​боте ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продать, как скот.)

-​ Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Это, как правило, были пленные иностранцы.)

V.​ Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 39 (с. 28).

б) Ответьте на вопрос (текст задания зачитывает учитель). Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом, площадью око​ло 150 кв. км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 120 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было продвигаться только ползком, лежа на боку. Тысячи за​живо погребенных людей жили и работали в этом смрадном аду.

Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие гли​няные светильники, расставленные в изредка выбитых в нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захле​бываются от недостатка кислорода.

Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько ча​сов, выронив из ослабевших рук орудия - молот, клин или лопату, можно забыться тяжелым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Черная и неподвижная, она кажется кровью, пролитой тысячами погибших людей. Ее вычерпывают глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки.

- Каковы причины вооруженных выступлений рабов в Древней Греции?

VI.​ Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 36 Вигасина или § 31 Михайлов​ского; подготовить рассказ от имени путешественника, посетив​шего древний порт Пирей; подготовить сообщение об Акрополе (1 ученик).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar