Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 50. Древнейший Рим
11.10.2016, 21:32

Урок 50. Древнейший Рим

Цели: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.

Оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».

Ход урока

I.​ Организационный момент

Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был контрольно-обобщающим.

II.​ Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1 План

1)​ Легенда об основании Рима.

2)​ Занятия жителей Рима.

3)​ Управление в Риме.

На доске: тема урока, новые слова: патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание.

1. Рассказ учителя.

Итак, мы приступаем к изучению истории Древнего Рима - лоследнего этапа в развитии Древнего мира, охватывающего время с начала I тыс. до н. э. и до конца V в. до н. э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как жили его древнейшие жители.

-​ Сравним природные условия, занятия, управление в Древней Греции и в Древнем Риме.

2.​ Работа по карте и беседа с учащимися (с. 203 Вигасина или с. 217 Михайловского).

-​ Где находится Италия? (На Аппенинском полуострове.)

-​ На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)

-​ Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Аппенинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как по​луостров Греции.)

-​ Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпийские горы.)

-​ Что можно сказать о рельефе этой страны? (В Италии много плодородных земель, есть хорошие пастбища, а значит, бо​лее благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сель​ским хозяйством. Береговая линия Аппенинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским, поэтому условия для развития мореплавания в Италии не так благоприятны, как в Греции.)

-​ Какие народы проживали на этом полуострове? (Галлы, эт​руски, латины, самниты.)

-​ Какие племена проживали на территории Рима? (Это племена латинов. Поэтому языком римлян был латинский.)

3.​ Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 1 § 44 Вигасина или п. 1 § 38 Михайловского,

познакомиться с легендой об основании Рима.

4.​ Беседа по прочитанному.

-​ Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем.)

-​ Кто спас малышей от гибели? (Волчица, а потом пастух и его жена.)

-​ Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? (Рем в на​смешку перепрыгнул через стену, служившую границей го​рода Ромула.)

-​ В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, так как Рим - по-латински Рома.)

-​ Кто окружал и помогал Ромулу? (Ликторы, личная охрана Ромула.)

5.​ Сообщение учащегося о занятиях и быте жителей Рима.

Археологи доказали, что Рим возник в 753 г. до н. э. на холмах лево​бережья реки Тибр. Специалисты делят историю Рима на два основных периода. Первый из них - республика. Отсчет этого периода ведется с 510 или 509 г. до н. э. Республику сменила империя, образовавшаяся в 27 г. до н. э., когда к власти пришел первый римский император. В да​лекие времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили ослов, рогатый скот, свиней, коней. Они занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

На завтрак римляне чаще всего ели хлеб или пшеничные бискви​ты с медом, инжиром и маслинами. Завтрак они запивали вином или водой. Трандей (второй завтрак) состоял из хлеба и пищи, оставшейся от вчерашнего обеда. Главная дневная трапеза, так называемая дена, происходила после ежедневного посещения бань. Обед состоял из трех смен блюд. Сначала подавались салат, редис, грибы, устрицы и рако​образные, а также сардины и яйца. Эти кушанья запивались вином с медом. Главная смена блюд состояла обычно из семи кушаний, в том числе рыба, мясо и домашние птицы. Гарнир к ним - овощи, с разно​образными соусами.

Вместо того чтобы убирать со стола пустые блюда, рабы обычно уносили весь стол целиком и на его место приносили новый, на ко​тором гостям предлагались фрукты, орехи и медовое печенье. Пищу запивали большим количеством вина. Римляне знали более двухсот сортов вин.

В эпоху республики на торжественных трапезах могли присут​ствовать только мужчины. В эпоху империи женщины стали часто разделять трапезы вместе с мужчинами. В старину римляне обедали, сидя вокруг столов на стульях. Впоследствии стало модным во время трапезы возлежать на специальных ложах и кушетках.

Одна из сторон стола оставалась свободной, чтобы рабы могли приносить новые кушанья и убирать опустевшие блюда. Вино за тра​пезой разливали и подавали гостям рабы. Иногда вино немного подог​ревали. Римляне не пользовались вилками и ножами. Они чаще всего ели прямо руками, иногда - ложками. Между сменами блюд омывали руки гостям.

Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 38-39.

6.​ Работа с новыми понятиями.

Патриции - потомки древнейших жителей Рима.

Плебеи - переселенцы из других поселений.

Сенат - заседание старейшин родов.

Народное собрание - высший орган власти управления Римом.

7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и в тет​радях.

Прочитать п. 3 § 44 Вигасина или п. 2 § 38 Михайловского и заполнить схему.

 

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сооб​щить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «греки» и «римляне». Одни должны отстаивать преимущества климатических условий Греции, другие - Древнего Рима.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Древняя Греция

Древний Рим

 

 

 

Ученики, защищая преимущества климатических условий Древней Греции и Древнего Рима, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут поль​зоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им по​собиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таб​лица представляла собой систематизированное знание, предпола​гается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1)​ водные ресурсы;

2)​ рельеф местности;

3)​ растительность;

4)​ плодородие почвы.

По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики - переносить ее в тетради. За ка​ждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

III. Закрепление изученного материала

- Чем отличались и были схожи природные условия, занятия, управление Древней Греции и Древнего Рима?

Ответы:

а) Территория Италии более пригодна для земледелия, кли​мат мягкий, больше выпадает дождей, районы ее не так сильно изолированы друг от друга, как в Греции.

б) Занятия жителей схожи в том, что и те и другие зани​мались земледелием, рыбным промыслом, обработкой ме​таллов.

в) В управлении и в Греции, и в Риме существовало Народное собрание, в работе которого принимали участие мужчины, только коренные жители. Цари выбирались в Риме пожиз​ненно, в Спарте было два царя, власть передавалась по на​следству, но не была велика.

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 44 Вигасина или § 38 Михайлов​ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили жители Древнего Рима?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 52 (с. 37); подготовить сообщение о военных победах рим​лян, можно в объеме учебника (1 ученик);для любознательных: Реши задачу: почему Эллада основала много колоний за морем, а города-государства Италии почти не имели заморских коло​ний? (В Элладе издавна не хватало удобной пахотной земли, а в Италии она была в избытке.)

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar