Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 56. Земельный закон братьев Гракхов
11.10.2016, 21:34

Урок 56. Земельный закон братьев Гракхов

Цели: проверить качество знаний учащихся по разделу «Древ​нейший Рим и установление его господства во всем Средиземномо​рье»; ознакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать сущест​венные признаки и интересы различных общественных групп.

Ход урока

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Рабство в Древнем Риме»

Контрольный тест по разделу «Древнейший Рим и установление его господства во всем Средиземноморье»16.

III.​ Переход к изучению новой темы

После того как римляне подчинили своему влиянию государства Средиземноморья, в самом Риме вспыхнула вражда между различ​ными группами населения. Наступило время гражданских войн.

Гражданская война - война между гражданами одного госу​дарства.

- Почему началась гражданская война в Риме?

IV.​ Изучение новой темы

План

1)​ Причины гражданской войны в Риме.

2)​ Земельный закон братьев Гракхов.

3)​ Характеристика Тиберия и Гая Гракхов.

На доске: тема урока, новые слова: гражданская война, Гай и Тиберий Гракхи.

1. Рассказ учителя.

Задание: из рассказа учителя самостоятельно уяснить и выпи​сать в тетрадь причины начала гражданской войны в Риме.

Военные походы приводили к разорению римских земледель​цев. Поскольку воины-земледельцы после нескольких лет военных походов возвращались домой и видели необработанные, заросшие сорняком поля, так как их семьям не под силу было обрабатывать эти земли в одиночку, им приходилось продавать за бесценок свой участок и идти в Рим. Там им приходилось перебиваться случай​ными заработками, голодать. Кроме того, знать скупала земли и ра​бов, создавала сельские имения, с которыми крестьяне не могли конкурировать на рынке и от того еще больше разорялись. Разо​рение крестьян ослабляло армию, поскольку она была ополчением граждан, а разорившихся крестьян, превращавшихся в городскую чернь, в армию не брали.

За обездоленных заступился Тиберий Гракх, а позже и его брат Гай. Он предложил новый закон.

2.​ Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 3 с. 231 Вигасина или п. 2 с. 251 Михайловского.

Выяснить, какой закон предложил Тиберий Гракх?

3.​ Работа с историческим документом.

Аппиан17. Гражданские войны. Книга I (гл. 8-11)

8.​ С неудовольствием смотрел на все это народ. Он боялся, что Италия не даст ему уже больше союзников в достаточном числе, да и создавшееся положение станет опасным из-за такой массы рабов. Как исправить это положение, народ не мог придумать. Оно было и тяжело и не во всех отношениях справедливо: нельзя же было такое количество людей, владевших столь долго своим достоянием, лишить принадле​жавших им насаждений, строений, всего оборудования. Некогда, по предложению, внесенному народными трибунами, народ скрепя сердце постановил, что никто не может владеть из общественной земли более чем 500 югерами и занимать пастбища более чем 100 югеров для круп​ного скота и 500 для мелкого. Для наблюдения за исполнением этого наказа назначено было определенное число лиц из свободнорожденных, которые должны были доносить о нарушении изданного постановле​ния. Они принесли присягу, что будут верно соблюдать постановление, ставшее законом, определили наказание за его нарушение, имея в виду остальную землю распродать между бедняками небольшими участками. Но на деле оказалось, что они вовсе не заботились о соблюдении ни закона, ни клятвы. А те из них, которые, казалось, заботились, распреде​лили, для отвода глаз, землю между своими домочадцами; большинство же относилось к соблюдению закона пренебрежительно.

9.​ Так продолжалось дело до тех пор, пока Тиберий Семпроний Гракх, человек знатного происхождения, очень честолюбивый, пре​восходный оратор, благодаря всем этим качествам очень хорошо всем известный, став народным трибуном, произнес пышную речь. Он гово​рил об италийском племени, о его чрезвычайной доблести, о его род​ственных отношениях к римлянам, о том, как это племя мало-помалу очутилось в бедственном положении, уменьшилось количественно и теперь не имеет никакой надежды поправить свое положение. С не​годованием говорил Гракх о массе рабов, непригодных для военной службы, всегда неверной по отношению к своим господам. Он напом​нил о том, как незадолго до того в Сицилии господа пострадали от рабов, сильно увеличившихся в своем числе из-за нужды в рабских руках для земледельческих работ; как трудно и долго римлянам при​шлось бороться с этими рабами; как затянулась эта борьба и сколько разнообразных и опасных перипетий она имела.

После своей речи Тиберий возобновил действие закона, в силу которого никто не должен был иметь более 500 югеров общественной земли. К этому закону Тиберий внес еще добавление, что сыновьям полагалось иметь половину указанного количества югеров. Всю ос​тальную землю должны распределить между бедными трое выборных лиц, сменяющихся ежегодно.

10.​ Последнее всего более досаждало богатым. Они не имели уже теперь возможности, как раньше, относиться с пренебрежением к за​кону, так как для раздела земли назначены были особые магистраты, да и покупка участков у владельцев прошла теперь мимо них. Гракх предусмотрительно запретил продавать землю. Часть богатых объе​динилась, выражала свои сетования, указывала бедным на сделанные прежними владельцами в давние еще времена насаждения, на возве​денные ими постройки. Некоторые из них говорили: мы заплатили за наши участки прежним владельцам, неужели мы должны лишиться вместе с этой землей и уплаченных денег? Другие указывали: на этой земле могилы наших отцов, поэтому имеющиеся у нас наделы являются наследственными. Третьи указывали на то, что на приобретение своих участков они израсходовали женино приданое или что свои земли они дали в приданое своим дочерям. Заимодавцы ссылались на долговые обязательства, связанные с землей; некоторые указывали, что земля их принадлежит кредиторам по долговым обязательствам. В общем, стоял стон и негодование. Со своей стороны бедные жаловались на то, что из людей, обладавших достатком, они обратились в крайних бедняков; что вследствие этого жены их бесплодны, что они не могут кормить своих детей, что их положение стало невыносимым. Они перечисляли все по​ходы, совершенные ими за обладание своими участками, и негодовали, что они должны будут лишиться своей доли в общественном достоянии. Вместе с тем бедные поносили тех, кто вместо них, свободнорожден​ных граждан-воинов, брал на работы рабов, людей, не заслуживающих доверия, всегда враждебно настроенных и вследствие этого непригод​ных для несения военной службы. В то время как и богатые и бедные плакались и упрекали друг друга, появилась еще другая часть народа, проживающая в колониях или муниципиях или как-либо иначе имевшая свою долю в общественной земле. Теперь они тоже были в страхе за свои участки и присоединялись кто к богатым, кто к бедным. И у тех и у других, опиравшихся на свое многолюдство, настроение стало нака​ленным. В бурных, не знающих границ волнениях, все ожидали исхода голосования законопроекта Тиберия. Одни не соглашались ни в коем случае допустить его утверждение, другие стояли за его утверждение во что бы то ни стало. Между богатыми, не допускавшими утверждения законопроекта, и бедными, добивавшимися его, неизбежно возникали распри. К назначенному для обсуждения законопроекта дню и богатые и бедные приготовили свои силы.

11.​ Цель Гракха заключалась не в том, чтобы создать благопо​лучие бедным, но в том, чтобы в лице их получить для государства боеспособную силу. Воодушевленный главным образом тою боль​шою и существенною пользою, которую достижение его цели могло принести Италии, Гракх не думал о трудности своего предприятия. Перед предстоявшим голосованием он произнес длинную, содержа​щую много заманчивого речь. В ней он поставил, между прочим, во​просы: разве было бы справедливо общественное достояние разделить между всеми? Разве гражданин такой же человек, что и раб? Разве воин не более полезен, чем человек не сражающийся? Разве участник в общественном достоянии не будет радеть более об интересах госу​дарства? Оставив дальнейшие сравнения, как приносящие мало славы делу, Гракх перешел затем к тем надеждам, которые питают отечество, и к страхам, которые его волнуют. Римляне, говорил он, завоевали большую часть земли и владеют ею; они надеются подчинить себе и остальную часть; в настоящее время перед ними встает решающий вопрос: приобретут ли они остальную землю благодаря увеличению числа боеспособных людей или же и то, чем они владеют, враги от​нимут у них вследствие их слабости и зависти. Напирая на то, какая слава и какое благополучие ожидают римлян в первом случае и какие опасности и ужасы предстоят им во втором, Гракх увещевал богатых поразмыслить об этом и отдать добровольно, коль скоро это является необходимым, эту землю, ради будущих надежд, тем, кто воспитывает государству детей; не терять из виду большого, споря о малом. К тому же они получили уже достаточное вознаграждение за понесенные ими труды по обработке земли; каждый из них получает в вечное владение, законом подтвержденное, бесплатно 500 югеров отличной земли, а дети их, у кого они есть, каждый половину этого количества. Своею длин​ною такого содержания речью Гракх вызвал возбуждение неимущих и всех прочих, кто руководствовался бы, скорее, доводами разума, нежели жаждою приобретения, а затем приказал секретарю огласить свой законопроект.

Вопросы и беседа по прочитанному.

-​ Цель реформ братьев Гракхов? (Решение аграрного вопроса, уравнение в правах жителей Италии.)

-​ На кого опирались Гракхи? (Римскую бедноту, жителей италийских провинций.)

-​ Кто им противостоял? (Римские патриции и богатые плебеи.)

-​ С какой проблемой столкнулось древнеримское государство? (Социальное противостояние богатых и бедных, перерас​тавшее в политическое.)

V. Закрепление изученного материала

Решение задач.

1. Сразу же после обнародования законопроекта о земельной реформе перед Тиберием стали возникать препятствия. Его полити​ческими врагами был пущен по городу слух, будто Тиберий пред​ложил переделить землю только с целью, чтобы возмутить народ и внести расстройство в жизнь государства. Открыто враждебную позицию по отношению к законопроекту занял римский сенат.

-​ Подумайте, кто и почему был против принятия законопро​екта? (Против принятия законопроекта выступили члены сената, так как они были богатыми людьми и имели большие участки земли, а делиться они не хотели.)

2. После расправы над Гракхами сенат и все их враги торже​ствовали победу. Но простой люд не забыл Гракхов. Места, где они были убиты, часто посещались народом, а память их чтилась жертвоприношениями. Позднее были воздвигнуты статуи обоих братьев.

-​ Почему народ помнил о Гракхах и чтил их память? Почему их противники торжествовали победу? (Братья Гракхи ста​рались облегчить тяжелое положение народа, поэтому о них помнили. Противниками их были богатые люди, которые не дали осуществить их закон о переделе земли, поэтому они торжествовали победу.)

VI. Подведение итогов урока

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar