Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 6. Появление неравенства и знати
11.10.2016, 21:03

Урок 6. Появление неравенства и знати

Цели: подвести учащихся к пониманию причин появления не​равенства между людьми; обеспечить усвоение понятия «неравен​ство», «соседская община», «знать»; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне при​чины исторических событий.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»

1. Подготовка устных ответов по карточкам № 5 и 6.

КАРТОЧКА № 5

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как появилось земледе​лие и скотоводство?» Для этого вспомни:

-​ На какое свойство растений обратили внимание женщины, зани​маясь собирательством?

-​ Какие первые культуры начал выращивать человек?

-​ Как первобытные люди обрабатывали землю?

-​ Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

-​ Как поступали с детенышами убитых животных?

-​ Каких животных первобытные люди стали разводить?

Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?

Примерный ответ учащегося

Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять их. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикие ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (деревянная палка с ост​рым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у человека появилась собака. Позднее - овцы, козы, свиньи, коровы. Появление ско​товодства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.

 

 

 

КАРТОЧКА № 6

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие новые занятия появились у древних людей?» Для этого вспомни:

-​ Из чего люди делали посуду?

-​ Из чего изготавливали ткань?

Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых заня​тий для людей.

Примерный ответ учащегося

Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать гли​ной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в глиняное тесто добавляли опилки и толченую ракушку. Ткань изготавливали из волокон льна и конопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.

2.​ Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 15 (с. 15) или задание № 16 (с. 16).

б) Впиши недостающие слова:

-​ Первые земледельцы вскапывали землю деревянной... (мо​тыгой).

-​ Колосья срезали... (серпом).

-​ Растирали зерна на... (зернотерках).

-​ Рубили деревья... (деревянным топором).

-​ Земледелие и скотоводство возникли в Западной... (Азии).

-​ Из глины научились делать... (посуду).

-​ Женщины научились... (ткать) и... (прясть).

3.​ Развернутые ответы учащихся по карточкам № 5 и 6.

III.​ Переход к изучению новой темы

Итак, земледелие и скотоводство дали дополнительные про​дукты питания дЛя человека. Получение их в большей степени за- иисело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются, - ремеслом.Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

-​ Что такое неравенство?

IV.​ Изучение новой темы

План

1)​ Обработка металлов.

2)​ Изобретение плуга.

3)​ Распад родовых общин.

4)​ Появление неравенства и знати. *

На доске: тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство,

классы, государство.

1. Рассказ учителя.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раска​пываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.

-​ Догадались ли вы, что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготовлять орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные.)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготовлять металли​ческие орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

3.​ Работа с иллюстрацией учебника (с. 23 Вигасина).

-​ Как происходила отливка медного топора?

-​ Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественнее обрабатывать землю).

3.​ Самостоятельная работа.

-​ Прочитать текст Вигасина на с. 23. п. 2. или п. 4 на с. 29-30 Михайловского.

-​ Выяснить, как появился плуг.

-​ Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. По​этому они могли обмениваться своей продукцией.)

4.​ Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его - остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом - только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (Появление богатых и бедных.)

5.​ Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.

Неравенство - появление богатых и бедных людей.

6.​ Рассказ учителя.

Почему же появилось неравенство?

Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, при​думал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабаты​вать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т. е. неравен​ство.

Теперь соплеменники делятся на более сильных, могуществен​ных и более слабых, зависимых. Иными словами, возникает иерар​хия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управле​ния - военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.

Государство - это такая организация общества, в которой су​ществуют границы, власть, законы и сбор налогов.

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сооб​щить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попро​сить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «из родовой общины» и «из племени». Одни должны отстаивать преимущества родовой общины, другие - племенного устройства.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Родовая община

Племя

 

 

 

Ученики, защищая преимущества родовой общины и племени, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таб​лицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и лю​быми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассужде​ния учеников по следующему плану:

1)​ состав (ученики, защищающие родовую общины, должны говорить о тесных, кровных связях внутри этой группы - «соплеменники» о значительных размерах племени, которое могло решать серьезные задачи);

2)​ социальное положение (сторонники родовой общину скажут о семейных отношениях внутри рода; ученики, отстаивавшие преимущества племени, будут говорить, 4то отношения на​чальства и подчинения более эффективны);

3)​ орудия труда (в данном случае за «соплеменниками» опре​деленные преимущества: в родовой общине орудия труда преимущественно деревянные и каменные, в племени же - металлические).

По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики - переносить ее в тетради. За ка​ждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

V. Закрепление изученного материала

Решение кроссворда «Сумей прочитать».

 

1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней. 2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество. 3. Одно из первых занятий челове​ка. 4. Первый металл, который освоил человек. 5. Первое орудие для возделывания земли. 6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад. 7. Домашнее животное. 8. Материал для возделыва​ния посуды на гончарном круге. 9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека. 10. Объединение родов, живущих в одной местности.

Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Рубило. 10. Племя.

VI. Подведение итогов урока

- Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением ме​таллов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. выделение богатых и бедных людей.)

Домашнее задание: подготовиться к контрольно-обобщающему уроку; прочитать § 5 Вигасина или Михайловского, повторить § 2 и 3; повторить новые понятия из всего раздела: история, исторический источник, человеческое стадо, родовая община, орудия труда, неравенство, религия, искусство.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar