Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 7. Контрольно-обобщающий урок
11.10.2016, 21:04

Урок 7. Контрольно-обобщающий урок

Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей».

Информация для учителя

Учитывая возраст школьников и соблюдая традиции преемст​венности среднего звена и начальной школы, целесообразно завер​шить изучение данного раздела игрой - путешествием в далекое прошлое наших предков. Игру можно организовать в виде путе​шествия по станциям.

А также возможен и другой вариант проведения урока - вы​полнение учащимися специального теста*. Учитель может выбрать наиболее приемлемый для своих учеников вариант.

Оборудование: карта мира, схема путешествия на доске.

Xод урока

I.​ Организационный момент

II.​ Объявление темы и задачи урока

Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древ​них людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот пе​риод времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

- Каковы черты первобытности или первобытного общества? (Работая на уроке, учащиеся должны сформулировать своими словами отличительные черты первобытного общества.)

III.​ Путешествие по станциям

I. На первой станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.

На доске схема путешествия по станциям.

 

КАРТОЧКА № 7

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чем первобытный чело​век отличается от животных и современного человека?» Для этого вспомни:

-​ От кого произошел человек?

-​ Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

-​ Чем было покрыто его тело?

-​ Как выглядит современный человек?

-​ Сравни условия жизни древнего и современного человека.

-​ Сравни занятия, орудия труда. Сделай вывод.

КАРТОЧКА № 8

Подготовь развернутый ответ на вопрос; «Почему появилось нера​венство?»

Для этого вспомни:

-​ Какой металл первым начал использовать человек?

-​ Какое это имело значение?

-​ Почему на смену родовой общине пришла соседская?

Сделай вывод.

2.​ Пока готовятся двое учеников, класс «переместился» на стан​цию «Картово», где проверяется знание карты.

-​ Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей. (Африка.)

-​ Покажите предполагаемую область прародины человечества. (Восточная Африка.)

-​ Покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия.)

3.​ На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.

Задача 1. Одно из первобытных племен не оставило археологи​ческих памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. (Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)

Задача 2. Известно, что древние люди первоначально пользо​вались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреп​лять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна... Так появился плот.)

Задача 3. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уве​ренностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. (Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.)

Задача 4. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людь​ми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе. (На протяжении 2 млн лет собирательство и охота были главными занятиями людей.)

4.​ Развернутые ответы учащихся по карточкам № 7 и 8.

5.​ На этой станции дети разгадывают кроссворд.

 

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой пьда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. 11одарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. Н. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком.

11.​ Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знат​ным человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей г 3. Наука, изучающая /ки'-шь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Ответы: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. На​чел. 6. Жертва. 7. Борона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот.

12.​ Вождь. 13. Племя.

J О В Драсланова, К. А. Соловьев, 5 кл.

6.​ На станции «Терминово» проверяется знание терминов.

-​ Что обозначают слова и выражения: история, исторический источник^ Всеобщая история, орудия труда, религия, ис​кусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство.

7.​ На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.

-​ Каковы черты первобытности? (Первобытность - это та​кой порядок жизни людей, при котором: а) люди жили не​большими коллективами и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)

Вывод записывается в тетрадь.

IV. Подведение итогов урока

Выставление оценок. Домашнее задание: самостоятельно прочитать текст парагра​фа «Счет лет в истории».

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar