Главная» 5 класс » История

План конспект по истории 5 класс Урок 9. Государство на берегах Нила
11.10.2016, 21:05

Урок 9. Государство на берегах Нила

Цели: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»; продолжить формирование умений ра​ботать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

Оборудование: политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Информация для учителя

Приступая к изучению истории древних цивилизаций, для более полного раскрытия материала, целесообразно использовать фраг​менты исторических источников. Для работы с ними до учащихся нужно довести конкретные рекомендации.

1.​ Сформулируйте общее представление о произведении (оз​накомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст).

2.​ Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополни​тельные, историческую ситуацию.

3.​ Определите причины, побудившие автора написать работу.

4.​ Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, ис​пользуя словари, справочную литературу.

5.​ Разделите текст на законченные в смысловом отношении ча-

. сти. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные

положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, оп​ределяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.

6.​ Еще раз просмотрите весь текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите соот​ветствующие записи в тетрадях. Естественно, для пятикласс​ника формулировка этих рекомендаций будет сложна. Поэтому учителю необходимо ее упростить при работе с детьми.

Ход урока

I. Организационный момент

И. Изучение новой темы

План

1)​ От первобытности к цивилизации.

2)​ Страна Египет.

3)​ Разливы Нила.

4)​ Объединение Египта.

На доске: тема урока, новые слова: папирус, дельта, оазис,

фараон.

1.​ Рассказ учителя.

Государства, существовавшие в IV тыс. до н. э. - первой полови​не I тыс. н. э. на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта.

-​ Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

2.​ Самостоятельная работа.

Задание: прочитать текст на с. 32 Вигасина или с. 44 Михай​ловского.

3.​ Беседа по прочитанному материалу.

-​ Что называется цивилизацией?

Цивилизация - объединение людей, связанных общей культу​рой, языком, традицией управления.

4.​ Работа с историческим источником (желателен раздаточный материал - это возможно, если вырезать работу и размножить ее на копировальной технике).

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Диодор (жил в I в. до н. э.) - греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют Сицилийским). В течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая биб​лиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.

30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и кра​сотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31... .Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани <...>

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой... Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий - 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.

32... .Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и те​чет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы... ибо с ка​ждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние... Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...

34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию <...> Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармлива​ется в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается на​столько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 31-33.

5. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по кар​те (с. 31 «Древний Восток» Вигасина или с. 79 Михайловского).

-​ Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)

-​ Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)

-​ Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)

-​ Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами».)

-​ Каким морем омывается северная часть страны? (Среди​земным.)

-​ Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)

-​ О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)

-​ Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.)

-​ Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)

-​ Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)

-​ Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестоя​ние? (Начинается разлив Нила.)

-​ Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 доку​мента)? (Египтянемогли строить каналы, занимались ороше​нием, а значит, занимались земледелием, скотоводством.)

-​ Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.)

6. Рассказ учителя и работа с иллюстрациями учебника на с. 34-35.

Действительно, на территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образо​валось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства. Посмотрите на египетский рельеф на с. 35 Вигасина А.А. Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.

III.​ Закрепление изученного материала

-​ Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот? (Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян - земледелие, а это основа будущей циви​лизации.)

IV.​ Подведение итогов урока

1.​ Подчеркнуть мысль о том, как много можно получить инфор​мации, работая с историческими источниками, картой.

2.​ Поставить оценки наиболее активным детям.

3.​ Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла процесс распада родовых отношений и образование нера​венства среди людей, а впоследствии государства.

Домашнее задание: внимательно прочитать § 6 Вигасина или § 7 Ми​хайловского; подготовить ответ на вопрос: «Какие природные усло​вия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?»

Дополнительный материал

Заупокойная плита фараона Нармера (конец IV тыс. до н. э.) хра​нится в Каире. В учебнике дается краткое объяснение изображений на лицевой и оборотной сторонах памятника. Учитель должен быть готов к дополнительным вопросам. На лицевой стороне, кроме царя в короне Верхнего Египта, побеждающего своего противника, изображен в виде сокола бог Гор - божественный покровитель царя. Он держит веревку, опутывающую символическое изображение Нижнего Египта (в виде полоски земли с пучком папируса и человеческой головой). Позади царя - придворный сандаленосец. Внизу изображены убегающие или поверженные враги. На оборотной стороне тот же царь в двойной ко​роне обозревает десять обезглавленных трупов. Перед ним идут писец и четыре воина, несущие штандарты с изображениями богов. Внизу царь в образе могучего быка разбивает стены вражеской крепости, из которой спасается бегством воин.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 11.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar