Главная» 5 класс » Литература

План конспект по литературе 5 класс Урок 18 «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур
08.10.2016, 00:59

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета

Цель: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика, познакомить с произведением «Спящая царевна»; рассказать об отличии литературной и народной сказок; развивать навыки беглого литературного чтения.

Ход урока

      I. Артикуляционная разминка

      II. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета
      Практикум
      Беседуя с учениками о содержании и особенностях сказки, будем учить их отвечать на вопросы, аргументируя свои слова цитатами из текста.
      — Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
      — Если бы сказка В. А. Жуковского была народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли?
      — Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила?
      — Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
      — Кто пробудил царевну от волшебного сна?
      — Расскажите о героях сказки.
      Рассказывая о царе Матвее, царевне и царском сыне, расколдовавшем спящую красавицу, ученики придут к выводу, что эти герои типичны для народной сказки, они не наделены какими-то особыми чертами характера.
      — Рассмотрите в учебнике иллюстрацию В. Кутлинского к сказке (с. 72). Соответствует ли она вашим представлениям о героях? Какие эпизоды хотелось бы проиллюстрировать вам?
      — Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?
      Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...»
      В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.
      Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.
      Далее можно разделить класс на две (четыре) группы и дать каждой свое задание. Через 5—7 минут проверить его выполнение.
      С точки зрения организации самостоятельной работы в группах важно обратить внимание на то, как дети будут выполнять данное им задание. В каждой из групп сказку можно разделить на два-три отрывка, и каждый из учеников может искать соответствующие выражения в одном из отрывков — это ускорит работу и сделает ее более качественной.
      1. Найдите в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
      «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир...», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись...», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит...».
      2. Найдите в тексте сказки книжные, литературные выражения.
      В сказке Жуковского есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи, например: «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом...», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал...»
      Выпишем в тетрадь несколько народных и книжных выражений, проведем словарную работу.
      Если такая работа невозможна ввиду слабой техники чтения и письма в классе, то можно выбрать один из отрывков (например, со слов «Время все текло, текло; // Вот и триста лет прошло...») и читать его медленно, комментируя стилистические особенности слов и выражений.
      III. Выразительное чтение сказки
      — Какие описания, отрывки сказки вам особенно понравились? Почему?
      Как правило, детям нравится рассказ о встрече царевны со старушонкой и описание спящего волшебным сном замка, по которому идет царский сын.
      Обсудим два-три фрагмента и подготовим выразительное чтение выбранных эпизодов.
      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar