Главная» 5 класс » Литература

План конспект по литературе 5 класс Урок 25 Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием.
08.10.2016, 01:02

Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения

      I. Артикуляционная разминка
      Перед выразительным чтением надо обязательно провести разминку. Однако учить новую скороговорку не будем, повторим уже известные, так как надо успеть очень много сделать за урок.

      II. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения
      На этом уроке стоит использовать одновременно два пути к постижению сущности сказки-притчи В. М. Гаршина: выразительное чтение, в котором интонации и паузы уже говорят нам о степени понимания текста, и анализ. Работу организуем таким образом: ученики, готовившие выразительное чтение отрывков дома, последовательно читают сказку (один отрывок могут читать два-три человека, 3-й и 4-й отрывки можно читать по ролям); после каждого отрывка коллективно оцениваем чтение детей, просим их объяснить выбор интонаций.
      — Какие чувства вы хотели выразить, когда читали этот отрывок?
      — Как вы представляете себе характеры персонажей?
      Затем зададим несколько аналитических вопросов.

      1. Анализ 1-го фрагмента сказки от слов: «В одном большом городе...» — до слов: «...там листья бледнели, съеживались и увядали» (с. 154)
      Интонации в начале сказки спокойные, повествовательные. Первый абзац — любование оранжереей как чудесным произведением искусства, созданием человеческих рук. Во втором абзаце вместе со словами «заключенные растения» появляется тревога, интонации становятся напряженными.
      — С каких сторон показывает нам писатель оранжерею? В чем ее двойственность?
      С одной стороны, это прекрасный «драгоценный камень», с другой стороны, для растений это тюрьма.
      — Как чувствовали себя в оранжерее растения? Как вы понимаете фразу: «Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо»?
      — Каким был воздух в оранжерее? О каком ветре мечтали растения?
      — Какое отношение к оранжерее создается у читателя после первой страницы сказки?

      2. Анализ 2-го фрагмента сказки от слов: «Но стекла вставляли очень скоро» — до слов: «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой» (с. 155)
      При описании директора, при чтении его реплик звучит сухой, педантичный тон, несколько ворчливый и неприязненный. При чтении реплик бразильянца и абзаца, посвященного его воспоминаниям о родине, тон становится лиричным, мечтательным, задумчивым.
      — Как вы думаете, похожи ли друг на друга директор оранжереи и путешественник из Бразилии? Чем они не похожи?
      — Каково основное занятие директора? Чем занимался последние годы бразильянец?
      Директор и бразильянец противопоставлены друг другу: первый сидит в стеклянной будочке и рассматривает препараты, второй ездит по свету и видит весь мир. Первый видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать (отказывается узнать родное имя пальмы); глаза второго открыты миру, он воспринимает явления во всей их полноте, не отвергая мнений других людей («...я вполне верю вам, что ботаники называют ее Attalea, но у нее есть и родное, настоящее имя»).
      — Почему бразильянец принял решение уехать на родину?
      — Кто из людей — директор или путешественник — ближе по духу пальме?

      3. Анализ 3-го фрагмента сказки от слов: «А пальма осталась» — до слов: «Остальные хоть и молчали, но все-таки сердились на Attalea за ее слова» (с. 156—157)
      Первый абзац этого отрывка показывает нам прекрасную душу пальмы, ее переживания и тоску. Ей противопоставлены болтающие между собой растения: капризная саговая пальма, самодовольный кактус, по-обывательски удовлетворенная жизнью корица, язвительный папоротник. Спор растений прерывает гордая пальма, призывающая их вместе вырваться на свободу.
      — На что похоже поведение растений в оранжерее? Что их заботило? Чем они гордились?
      — Почему растения стали доказывать пальме, что она предлагает им «ужасный вздор»? Что является причиной их возмущения?
      Страх за свою жизнь, боязнь изменений.
      — Почему растения не поддержали пальму в ее стремлении к свободе? Почему они были настроены к пальме враждебно, желали ей зла, как саговая пальма, и сердились на нее?

      4. Анализ 4-го фрагмента сказки от слов: «Только одна маленькая травка...» — до слов: «...вспоминайте иногда своего маленького друга!» (с. 157—159)
      С помощью изменения интонаций и громкости голоса при чтении сказки надо постараться передать контраст между пальмой и маленькой травкой и в то же время ту любовь и уважение, которые испытывала травка к пальме.
      — Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму?
      «Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея и для нее была тюрьмой».
      — Почему травка желала пальме выйти на Божий свет? Почему считала, что сама никогда не доберется до свободы?
      — Какое чувство вызывает у нас травка?
      Мы жалеем ее и восхищаемся ее способностью сострадать, понимать чувства пальмы.

      5. Анализ 5-го фрагмента сказки от слов: «Тогда пальма принялась расти» — до слов: «Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зеленая крона пальмы» (с. 159—160)
      Это самый динамичный отрывок. Интонации во время чтения становятся все напряженнее, ожидание развязки вызывает волнение. Растения удивляются, но все равно пытаются злорадствовать. Травка сочувствует и жалеет пальму. Перед нами кульминация сказки. Напряжение борьбы сменяется гордыми интонациями победы.
      — Какие чувства испытывал директор ботанического сада, глядя на быстро растущую пальму?
      — Почему пальма готова была издать вопль гнева при ударах тростью?
      — Как пальма боролась за свободу? Какой ценой платила она за желание увидеть настоящее небо?
      «Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа».
      — Почему маленькая травка замирала от волнения?
      — Почему пальма не хотела жалости? Почему она сказала: «Я умру или освобожусь!»?
      — К какому идеалу стремилась пальма?
      — Как вы думаете, какие чувства испытал директор, увидев гордо выпрямившуюся вершину пальмы?
      6. Анализ 6-го фрагмента сказки от слов: «Только-то? — думала она» — до конца (с. 160—162)
      — Пальма достигла своей цели: она пробила крышу оранжереи, вырвалась на свободу и увидела небо. Почему же пальма испытала разочарование? Почему поняла, что для нее все было кончено?
      — Что ожидала увидеть пальма и что она увидела в действительности?
      Подчеркнем противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности.
      — Как рассуждал директор, решая, что надо спилить пальму? Почему он приказал выбросить маленькую травку?
      — Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том, как погибла пальма? Переживаем ли мы гибель травки?

            Сам Гаршин считал себя одним из последних идеалистов, и, возможно, в образе пальмы, увидевшей серый мир, отразилось его восприятие действительности. Пальма, стремящаяся к идеалу свободы, создавшая себе образ голубого неба, не вынесла столкновения с действительностью, как не вынес этого столкновения и чуткий писатель.
      Одна из проблемных граней сказки — это противоречивость воспитания человека в искусственных условиях, когда самая прекрасная обстановка, созданная, казалось бы, для максимального проявления лучших свойств человека, становится главным препятствием для его развития. Прямое отношение к современным проблемам воспитания имеет фраза, сказанная директором ботанического сада: «Мы приложили все наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха».
      Учитель, исходя из готовности класса, сможет самостоятельно определить глубину обсуждения проблематики сказки.
      Домашнее задание
      На усмотрение учителя: можно рекомендовать детям прочитать сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее» или перечитать сказки А. С. Пушкина.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar