Главная» 5 класс » Литература

План конспект по литературе 5 класс Урок 27 «Бородино» — отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника с
08.10.2016, 01:03


«Бородино» — отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве

      I. «Бородино» — отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения
      Расскажем ученикам, что стихотворение Лермонтова было откликом на 25-ю годовщину Бородинской битвы.
      Подготовленный ученик расскажет о ходе Бородинского сражения. Хорошо, если будет возможность показать портреты героев этого сражения.
      Бородинское сражение можно разделить на четыре этапа:
      1) с пяти до десяти часов утра — французская армия наносит главный удар по левому флангу русских войск, однако ей не удается прорвать фронт войск генерала П. И. Багратиона;
      2) с девяти до двенадцати часов — Наполеон направляет главный удар против центра русских войск в районе батареи Н. Н. Раевского, где несет огромные потери, но не может прорвать позиции русских;
      3) с двенадцати до четырнадцати часов — действия русской кавалерии генерала Ф. П. Уварова и казаков атамана М. И. Платова на левом фланге и в тылу неприятельских войск с целью облегчить положение центральных позиций и дать возможность подтянуть резервы;
      4) с четырнадцати до восемнадцати часов — безуспешное наступление французов против центра русской армии, борьба за батарею Раевского, окончание сражения.
      Артиллерия, поставленная на подготовленных позициях, являлась опорой всего боевого порядка русских войск.
      Солдатам и офицерам не уступали в мужестве крупные военачальники, личным примеров вдохновлявшие подчиненных. Генерал П. И. Багратион отбивал атаки французских колонн на Семеновские флеши и был смертельно ранен во время восьмой атаки. Под генералом М. Б. Барклаем-де-Толли было убито пять лошадей, но не было ни одного места в центре русской обороны, где он не появлялся и не ободрял солдат своими словами и примером.
      Когда французы ворвались на батарею Раевского, находившиеся поблизости генерал-майор А. П. Ермолов и начальник артиллерии генерал-майор А. И. Кутайсов собрали отступающих, построили их и ударили в штыки. Батарея была отбита. А. И. Кутайсов заплатил за этот успех жизнью.

      II. Выразительное чтение стихотворения «Бородино»
      После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения. Ученики слушают внимательно, обсуждают и оценивают выступления товарищей.

      III. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве
      Подготовленный ученик расскажет о нескольких произведениях живописи, посвященных Бородинской битве и войне 1812 г.

      IV. Образ старого солдата — участника сражения
      Прочитаем материал рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 170—171). Впервые в литературе Лермонтов показал историческое событие глазами рядового воина.
      — Какие характерные черты солдата вы заметили?
      Характерные черты солдата — простодушие, благородство, храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность, любовь к Родине. Храбрость доказывает участие солдата в сражении от начала до конца, его слова: «Что тут хитрить, пожалуй к бою...» Он предан своей клятве сражаться за Отечество: «Уж постоим мы головою // За родину свою!»
      Старый солдат правдив, он без хвастовства говорит о том, что к вечеру французы отступили. Он не превозносит свои подвиги, а говорит, что солдаты начали считать свои раны и убитых товарищей.
      Искренность чувств, особенная правдивость описания создают впечатление, будто читатель тоже участвует в этом событии.
      Два раза — в начале и в конце стихотворения — поэт устами солдата выражает гордость за ушедшее поколение и жалобу на нынешнее:

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

 

      — В чем, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
      Основная мысль стихотворения — то, что русские люди не жалеют жизни для победы над врагом, для защиты Родины. Стихотворение пронизано чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем из стихотворения о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.

      Самостоятельная работа
      Напишите ответ на один из вопросов:
      — В чем заключается основная мысль стихотворения?
      — Каким предстает перед нами защитник Родины?

      Домашнее задание
      Выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

      Индивидуальное задание
      Подготовить чтение или пересказ народных преданий о кладах. 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar