Главная» 5 класс » Литература

План конспект по литературе 5 класс Урок 46 Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения
08.10.2016, 01:10

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Урок развития речи

      I. Артикуляционная разминка

      II. Восстановление деформированного текста
      Повторим теоретические понятия:
      — Что такое ритм, рифма?
      Работу по восстановлению деформированного текста можно организовать как по группам, так и индивидуально. Эта работа поможет закрепить навык определения рифмующихся строк и способа рифмовки. Учитель предлагает ученикам собрать тексты, разрезанные по строчкам, записать их и прочитать выразительно.

Текст для работы

      Можно предложить ученикам стихотворение И. С. Никитина «Тихо ночь ложится...», пронумеровать строфы и раздать ученикам пяти или трех групп, а затем «собрать» стихотворение и прочитать его целиком.

И. С. Никитин

*  *  *

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озер;

Над глухою степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут;

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Сонный лес стоит;

Светлые заливы
В камышах блестят,
Неподвижно нивы
На полях стоят;

Небо голубое
Весело глядит,
И село большое
Беззаботно спит. <...>

 

 

      III. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся)
      Глубина анализа будет зависеть от уровня подготовки класса. Задача работы не в том, чтобы дать детям готовый анализ, а в том, чтобы показать им на практике основные приемы работы с поэтическим текстом, научить их ставить вопросы, наблюдать за словом и делать выводы.
      Для анализа возьмем стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

      Слово учителя
      Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту жизни.
      22 августа 1857 г. поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву.
      «Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

 

      Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...» .

 



      Эвристическая беседа
      Анализируем стихотворение в ходе эвристической беседы, основные мысли записываем в тетрадь.
      В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение.
      — На сколько строф делится стихотворение? О чем они рассказывают?
      В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне («на праздной борозде»). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.
      — Какие эпитеты употребляет поэт?
      Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде» (на праздной — т. е. на отдыхающей, на которой закончена работа), «чистая и теплая лазурь», «отдыхающее поле».
      Предложим детям найти метафоры — сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте (скрытые сравнения).
      Поэт сравнивает паутину с волосом: «лишь паутины тонкий волос»; голубой цвет неба он называет лазурью и говорит, что небесная лазурь льется. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.
      Природа замерла в ожидании, и это передается в первом четверостишии всего двумя глаголами: есть и стоит.
      — Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.
      Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими, в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть:

      Пустеет воздух, птиц не слышно боле,     (11 слогов)
      Но далеко еще до первых зимних бурь — (12 слогов)
      И льется чистая и теплая лазурь                 (11 слогов)
      На отдыхающее поле...                                  (9 слогов)

 

      Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.
      Заканчиваем анализ выразительным чтением стихотворения Тютчева.

      IV. Проверка домашнего задания
      В оставшееся время урока слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

      Домашнее задание
      Для тех, кто не ответил стихотворение: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 08.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar