Главная» 5 класс » Математика

План конспект по математике 5 класс Тема «Цифры. Десятичная запись натуральных чисел»
04.10.2016, 19:23

План-конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Цифр»

 

Цели урока: 
образовательная – закрепить навыки выполнения действий с натуральными числами, получить навыки решения логических задач, учить читать, записывать и сравнивать натуральные числа; 
воспитательная - воспитывать уважение к мнению товарища и умение его выслушать;
развивающая - развивать математическую речь учащихся, развитие логики и мышления.

Ход урока:  у меня для вас вот такое задание. Прочитайте числа.
385      458    197   389

Как вы думаете, какое задание можно выполнить с этими числами? Правильно, их можно записать в порядке убывания и возрастания, можно выполнить сложение и вычитание, записать  числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Вы очень хорошо справились с заданием, и теперь мы продолжим наш урок.
Разделимся на две команды и справимся с заданием. Нам нужно выполнить это упражнение на скорость.

А) 64/16              Б)48/8

     +51              +16

     /11              /11

       *9              *10

     +14              +50

_______              ____________

       ?              ?

Правильно, молодцы.

 

 

1. Вступление. 
Ребята! Сегодня нам предстоит необычный урок математики. Мы с вами совершим путешествие по огромной и интересной стране, которая называется  Цифры.   В пути вас ждут  занимательные задачи, веселые головоломки, забавные, но поучительные факты. Вам встретятся  и довольно сложные вопросы. Надеюсь, что  вы не забыли захватить с собой  любознательность, настойчивость, наблюдательность и смекалку. 
2. А вот и первая остановка. Перенесемся в далекое будущее.

 Для записи чисел люди придумали десять знаков, которые называются цифрами. Это: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

С помощью десяти цифр можно записать любое натуральное число.

От количества знаков (цифр) в числе зависит его название.

Число, состоящее из одного знака (цифры), называется однозначным. Наименьшее однозначное натуральное число — 1, наибольшее — 9.

Число, состоящее из двух знаков (цифр), называется двузначным. Наименьшее двузначное число — 10, наибольшее — 99.

Числа, записанные с помощью двух, трёх, четырёх и более цифр, называются двузначными, трёхзначными, четырёхзначными или многозначными. Наименьшее трёхзначное число — 100, наибольшее — 999.

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место — позицию.

Запомните!

Разряд— это место (позиция), на котором в записи числа стоит цифра.

Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит.

Разряды отсчитываются с конца числа.

Разряд единиц— это самый младший разряд, которым заканчивается любое число.

Цифра 5 — означает 5 единиц, если пятёрка стоит на последнем месте в записи числа (в разряде единиц).

 

Разряд десятков— это разряд, который стоит перед разрядом единиц.

Цифра 5 — означает 5 десятков, если она стоит на предпоследнем месте (в разряде десятков).

 

Разряд сотен— это разряд, который стоит перед разрядом десятков. Цифра 5 означает 5 сотен, если она стоит на третьем месте от конца числа (в разряде сотен).

 

Запомните!

Если в числе отсутствует какой-либо разряд, то в записи числа на его месте будет стоять цифра 0 (ноль).

Пример. В числе 807 содержится 8 сотен, 0 десятков и 7 единиц — такая запись называется разрядным составом числа.

807 = 8 сотен 0 десятков 7 единиц

 

Каждые 10 единиц любого разряда образуют новую единицу более высокого разряда. Например, 10 единиц образуют 1 десяток, а 10 десятков образуют 1 сотню.

Таким образом, значение цифры от разряда к разряду (от единиц к десяткам, от десятков к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому система счёта (счисления), которую мы используем, называется десятичной системой счисления.

Классы и разряды

В записи числа разряды, начиная справа, группируются в классы по три разряда в каждом.

Класс единиц или первый класс — это класс, который образуют первые три разряда (справа от конца числа):разряд единиц, разряд десятков и разряд сотен.

Пример.

Числа

Класс единиц (первый класс)

сотни

десятки

единицы

6

-

-

6

34

-

3

4

148

1

4

8

Класс тысяч или второй класс — это класс, который образуют следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.

Пример.

Числа

Класс тысяч (второй класс)

Класс единиц (первый класс)

сотни тысяч

десятки тысяч

единицы тысяч

сотни

десятки

единицы

5 234

-

-

5

2

3

4

12 803

-

1

2

8

0

3

356 149

3

5

6

1

4

9

Напоминаем, что 10 единиц разряда сотен (из класса единиц) образуют одну тысячу (единицу следующего разряда: единицу тысяч в классе тысяч).

10 сотен = 1 тысяча

 

Класс миллионовили третий класс — это класс, который образуют следующие три разряда: единицы миллионов, десятки миллионов и сотни миллионов.

Единица разряда миллионов — это один миллион или тысяча тысяч (1 000 тысяч). Один миллион можно записать в виде числа 1 000 000.

Десять таких единиц образуют новую разрядную единицу — десять миллионов (10 000 000).

Десять десятков миллионов образуют новую разрядную единицу — сто миллионов или в записи цифрами 100 000 000.

Пример.

Числа

Класс миллионов (третий класс)

Класс тысяч (второй класс)

Класс единиц (первый класс)

сотни миллионов

десятки миллионов

единицы миллионов

сотни тысяч

десятки тысяч

единицы тысяч

сотни

десятки

единицы

8 345 216

-

-

8

3

4

5

2

1

6

93 785 342

-

9

3

7

8

5

3

4

2

134 590 720

1

3

4

5

9

0

7

2

0

Как прочитать многозначное число

Запомните!

Чтобы прочитать многозначное число, надо назвать по очереди слева направо число единиц каждого класса и добавить название класса.

Не произносят название класса единиц, а также название класса, все три цифры которого нули.

Например, число 134 590 720 читаем: сто тридцать четыре миллиона пятьсот девяносто тысяч семьсот двадцать.

Число 418 000 547 читаем: четыреста восемнадцать миллионов пятьсот сорок семь.


 

 А сейчас мои юные математики ответьте мне на такие вопросы:

С какой цифры не может начинаться запись натурального числа?

Что вы узнали нового на нашем уроке?

После ответов на вопрос учитель вместе с учениками делает важные выводы по теме.

Закрепление новых знаний и умений учащихся

Устные упражнения

978 000; 906 050; 910 010 - замените суммой разрядных слагаемых

Письменное выполнение упражнений (с комментарием учеников с места или у доски)

№№17,18,19,21,22(Повторить еще раз вывод, сделанный при решении устных упражнений.)

Дополнительно

Прочитайте числа в порядке убывания.(4 078 629, 908 789, 78 358, 6709)

 

IV. Итог урока

Перед объявлением домашнего задания целесообразно еще раз повторить с учащимися основные понятия, были рассмотрены на уроке.

Математический диктант

Запишите цифрами число:

1.Три миллиона

2.Десять миллиардов

3.Семьдесят три миллиона семьдесят три тысячи семьдесят два

4.Запишите принятое условное сокращение для слова «миллион»

5.Запишите цифрами число 29 мил.

Подведем итоги:

Что нового Вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Я попрошу оценить Ваше настроение и нарисовать смайлики.

 

 

V. Домашнее задание

§2,  вопросы 1-8, №№ 20, 23; 38;

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar