Главная» 5 класс » Обществознание

План конспект по обществознанию 5 класс Уроки 8, 9. Семья и семейные отношения
27.09.2016, 18:16

Уроки 8, 9. Семья и семейные отношения

Цели: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые понятия семья, поколение', научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I.    Организационный момент
II.    Мотивационно-целевой этап

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

—    Пойди посмотри, как у них так все гладко получается.

Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном

уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:

—    Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

—    Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

—    Ну что ты так долго? Посмотрел?

-Да!

—    Ну и как там у них?

—    У них все виноваты, а у нас все правы.

—    В чем смысл этой притчи?

—    Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

—    Что такое семья?

—    Чем все семьи похожи?

—    Что отличает одну семью от другой?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: «Семья и семейные отношения».

—    Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

—    Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

План уроков

1.    Зачем люди создают семьи.

2.    Если семья не выполняет своих обязанностей.

3.    Какие бывают семьи.

Проблемные вопросы. Почему большинство людей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?

III. Работа по теме уроков

—    Рассмотрите иллюстрации на с. 26—27 учебника.

—    Что их объединяет?

(Ответы учеников.)

Ключевым словом нашего урока является слово семья. Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Обсудим это на нашем уроке.

1. Зачем люди создают семьи

Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».

—    Как вы понимаете это высказывание?

—    Согласны ли вы с ним?

(Ответы учеников.)

Проблемный вопрос. Зачем человеку семья?

—    Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

(Проверка выполнения задания.)

—    Назовите главную вещь, на которой строится семья. {Любовь.)

Действительно, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности.

—    Какие пословицы о семье вы знаете?

•    На что и клад, коли в семье лад.

•    Любовь да совет — так и горя нет.

•    Согласье в семье — достаток в дому, раздоры в семье — пропадать всему.

•    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

•    Добрая семья прибавит разума-ума.

•    В своей семье не велик расчет.

•    Вся семья вместе — так и душа на месте.

•    В родной семье и каша гуще.

•    За общим семейным столом еда вкуснее.

—    Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

(Проверка выполнения задания.)

— Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.

—    Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.

(Ответы учеников.)

—    Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

(Проводится дискуссия.)

—    Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.

(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)

Итак, любое государство в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Даже в глубокой древности осознавали важность этого. Так, законы царя Хам-мурапи, одни из самых древних в мире, требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке с последующим обжиганием ее и хранением на случай возможных в будущем конфликтов. И в нашей стране существует система законов, которые стоят на страже семьи.

А сейчас вы сыграете роль юристов-консультантов, которые объясняют членам молодой семьи их права. Чтобы провести полноценную консультацию, нам надо самим хорошо знать российское законодательство.

—    Откройте с. 28 учебника, прочитайте фрагмент Семейного кодекса Российской Федерации и поясните молодой семье, что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.

(Ученики выполняют задание.)

—    Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

(Ответы учеников.)

2. Если семья не выполняет своих обязанностей

—    Но не все семьи выполняют свои обязанности. Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи. Вы можете использовать слова из списка-подсказки, в котором перечислены черты этих двух семей. Отберите качества, которыми, с вашей точки зрения, должна обладать та или иная семья.

Список-подсказка: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, ворчливость, строгость, неуступчивость, верность.

(Проверка выполнения задания.)

В неблагополучных семьях злоупотребляют спиртными напитками, а способы воспитания детей жестокие, грубые, унижающие человеческое достоинство. В таких случаях мы говорим, что семья не выполняет своих обязанностей ни перед своими родными и близкими, ни перед государством. А значит, нарушает Основной закон нашей страны — Конституцию РФ.

—    Познакомьтесь с выдержками из Конституции Российской Федерации о защите семьи.

Статья 38

1.    Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2.    Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3.    Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43

1.    Каждый имеет право на образование.

2.    Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3.    Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4.    Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5.    Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Чтобы никто не мог нарушить ваши права, вы должны их хорошо знать.

—    Работая с текстом учебника на с. 28 и дополнительным материалом, назовите свои права и дайте их характеристику.

Дополнительный материал

Закон признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет.

Ребенок имеет право:

•    на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами;

•    на защиту от злоупотреблений родителей (может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, а с четырнадцати лет — в суд);

•    на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов;

•    на выступление в ходе судебного разбирательства (с десяти лет учет мнения ребенка обязателен);

•    на участие в решении вопроса о своей фамилии (с десяти лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка);

•    с шести лет совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, принимать подарки и т. п.);

•    с четырнадцати лет на большую свободу действий (появляется личное имущество, которым он может свободно распоряжаться).

(Проверка выполнения задания.)

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

3. Какие бывают семьи

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.

Виды семей

Вид семьи

Характеристика

Двухпо

коленная

В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети

Трехпо

коленная

В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки

Четырех

поколен

ная

В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки

Неполная

семья

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей

(Проверка выполнения задания.)

В старину трехпоколенные семьи были весьма распространены, особенно в сельской местности.

—    Обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 31 учебника. Внимательно прочитайте описание сельской семьи северных губерний России.

(Ученики выполняют задание.)

—    Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбой?

—    Чем скреплялась многопоколенная семья?

—    Кто являлся главой семьи?

—    Какие качества цементировали эту семью?

—    Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи?

—    Кто такая болыиуха?

—    Справедливо ли такое название?

—    Сравните сегодняшний уклад семьи с тем, который описал

В. Белов.

—    Как вы думаете, за какой семейный труд отвечал хозяин — мужчина, глава дома и крестьянской семьи?

—    А что входило в обязанности хозяйки?

—    Как распределяются обязанности в современной семье?

(Ответы учеников.)

—    Мы с вами узнали о неполной семье. Означает ли это, по вашему мнению, что такая семья хуже полной? При ответе опирайтесь на репродукцию картины, представленную на с. 30 учебника, и вопросы к ней.

(Ответы учеников.)

IV. Закрепление изученного материала

—    Выскажите свое мнение о следующих выражениях.

•    Жену люби, как душу, а тряси, как грушу. (Русская пословица)

•    Злой собирает палки, глупый набирает жен. (Казахская пословица)

•    Семьей называют группу людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы. (Этьен Рей)

•    Семья всегда будет основой общества. (Оноре де Бальзак)

(Проверка выполнения задания.)

—    Все мы мечтаем создать счастливую семью. Предлагаю вам выполнить проект под названием «Дом счастья». В этом доме, естественно, будет проживать счастливая семья. Разделитесь на небольшие группы, обсудите проблему и предложите тот «строительный материал», из которого будет состоять ваш дом.

(Выполнение задания. Группы могут предложить следующие «кирпичики».)

Традиции. Любая семья должна придерживаться традиций, которые передаются из поколения в поколение. Например, традиции праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т. д.

Взаимопомощь. В семье должно быть взаимное уважение взрослых и детей. Начинается оно с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.

Дружба. Она воодушевляет и окрыляет, дает каждому члену семьи почувствовать себя счастливым.

Трудолюбие. Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. Благодаря трудолюбию семья живет долго и счастливо.

Здоровье. Это одна из важнейших жизненных ценностей. «Все в твоих руках», — утверждал один мудрец. Человек выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье всем членам семьи.

Красота. Человек всегда стремился к прекрасному и эстетичному.

Чистота. Это залог здоровья и необходимое условие комфорта. Чтобы в доме было тепло и уютно, нужен элементарный порядок.

Понимание. Для человека важны хорошие отношения с каждым членом семьи. Стремление к пониманию друг друга — основа любой семьи: «Счастье — это когда тебя понимают».

Уважение. Уважение к другому человеку, к его переживаниям — ведущее требование взаимоотношений между людьми, в том числе между членами семьи.

Любовь. Любить — значит понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, жить дружно и счастливо. «Тайна сия велика есть», — говорили древние о любви.

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «хорошее настроение».

Вот мы и построили дом, где живет счастливая семья.

—    Согласитесь, не всегда легко выстроить такой дом. Послушайте внимательно притчу.

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.

Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, в селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди.

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

—    И все?

—    Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил:

—    И МИРА тоже.

—    О чем эта притча?

—    Чему она вас научила?

—    Как бы вы ее назвали?

(Ответы учеников.)

Тест-игра

—    Нарисуйте дом с условным обозначением комнат. В каждой комнате вы должны «поселить» одного вашего родственника: отца, мать, брата, сестру и др.

(Выполнение задания. Цвет комнат определяется отношением ученика к данному члену семьи. Доброе, положительное отношение обозначается светлыми тонами, и, напротив, более темными тонами ребенок раскрашивает комнаты тех членов семьи, отношения с которыми у него не ладятся, напряженные. Краски темнеют по мере ухудшения отношений.

По желанию детей обнародуются результаты тестирования. Затем обсуждаются пути преодоления проблем в отношениях с близкими людьми.)

Игра «Угадаем — не угадаем?»

Кто из нас не любит отгадывать загадки? Сейчас займемся вашим любимым делом — будем искать на них ответы. Разгадать загадки будет легко, ведь они все на тему семьи.

Загадка 1. Как известно из греческой мифологии, Афина была богиней мудрости и ее символом считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи в целом и материнства в частности. Угадайте, какая птица считалась символом Геры. (Лист.)

Загадка 2. Русская пословица гласит: «Жить для себя — тлеть, для семьи — ... (пропущен глагол), а для народа — светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

Загадка 3. О какой русской игрушке говорит эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (Оматрешке.)

Загадка 4. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть.)

Загадка 5. Как называется семья львов? (Прайд.)

Загадка 6. Самые «семейные» грибы — это... (Опята.)

Загадка 7. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали его ножки лыковой веревкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (То, что семья в наступающем году будет крепкой и неразлучной.)

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

—    Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

• На уроке я работал(а)... (активно / пассивно).

•    Своей работой на уроке я... (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).

•    Урок мне показался... (коротким / длинным).

•    За урок я (не устал(а) / устал(а)).

•    Мое настроение... (стало лучше / стало хуже).

•    Материал урока мне был... (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

Домашнее задание

1.    Прочитать § 3, с. 26—32 учебника.

2.    Задание на выбор.

•    Существует немало пословиц и поговорок о семье. Наиболее понравившуюся пословицу или поговорку изобразите на рисунке (можно шуточном).

•    Представьте, что вам поступило задание от дирекции кондитерской фабрики — нарисовать фантики для конфет «Счастливая семья». Выполните его.

•    Выполните задания в рубрике «В классе и дома», с. 32 учебника.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 27.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar