Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 109. Варианты морфем
03.09.2016, 19:00

Урок 109. Варианты морфем
Цели: дать понятие о вариантах морфем; учить различать варианты морфем; развивать навыки морфемного и синтаксического разбора, анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять морфемы в слове; находить варианты морфем; опознавать морфемы с чередованием; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 430 — чтение продолжения сказки, сочиненного учениками; сопоставление с авторским вариантом.
 
III.    Самоопределение к деятельности
Мы уже поняли, что в разных морфемах звуки могут чередоваться, что некоторые гласные могут убегать, и тогда на их месте остается ноль звука. Понаблюдаем, как происходит чередование звуков в морфемах.
IV.    Работа по теме урока
1.    Проведите самостоятельные наблюдения, прочитайте теоретический материал учебника (§ 80, с. 26—27) и сделайте вывод.
Вывод. Чередование гласных и согласных может происходить в любых морфемах — корнях, приставках, суффиксах, окончаниях.
Комментарий
Части слов, в которых имеются чередования звуков, называются вариантами морфем. Выходит, мы с вами уже несколько уроков изучаем варианты морфем: чередование звуков, беглые гласные. В русском языке таких слов довольно много.
2.    Анализ слов с ьариантами морфем.
Задание (выполняется на доске и в тетрадях). Запишите предложение под диктовку, объясните знаки препинания, выпишите слова с вариантами морфем, подберите к ним слова с чередованием, обозначьте морфемы с чередованием.
Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку.
Комментарий
Налить — налью, воды — обезвоженный, в — во, поставить — поставлю, мороз — мороженое, разорвет — разбить, разорвет — разрыв.
Обратим внимание, что чередование затрагивает и предлоги: в — во. Другие примеры с предлогами: с тобой — со мной, перед дверью — передо мной, из дома - изо льда, под водой — подо мной, над землей — надо лбом.
3.    Беседа.
В начале § 80 встречаются слова с чередованием гласных и согласных в корне: упросить — упрашивать, поглотить — поглощение (добавим: проглатывать). Чередования гласных в подобных словах подчиняются определенному правилу. Попробуем его вывести самостоятельно. Сравним слова и решим, в каких случаях в корне пишется о, а в каких — о.
Ломать — лом — отламывать.
Просить — вопрос — спрашивать.
Копать — подкоп — откапывать.
Кроить — кройка — раскраивать.
Одолжить — долг — одалживать.
Кормить — корм — подкармливать.
 
Полоть — прополка — пропалывать.
Косить — косит — обкашивать.
Молить — молит — замаливать.
Утроение — тройка — утраивать.
Вывод. В подобных словах под ударением пишется и а, и о, без ударения — только о.
Есть, однако, слова, в которых не происходит чередования гласной в корне, а пишется только о: обусловливать, подытоживать, разрознивать, сморщивать, узаконивать, уполномочивать, упрочивать, обезболивать, отсрочивать, приурочивать. Комментарий
Часто возникают вопросы, как правильно говорить и писать формы некоторых глаголов. Допускаются варианты следующих глаголов:
брызжут и брызгают, гложут и глодают, движутся и двигаются, каплют и капают, колышут и колыхают, кудахчут и кудахтают, машут и махают, мурлычут и мурлыкают, плещутся и плескаются, полощутся и полоскаются, рыщут и рыскают, хнычут и хныкают, щиплют и щипают.
Существительное «мох» склоняется двояко: мха и моха, во мхе и на мохе\ во мн. ч. только так: мхи, мхов.
V.    Закрепление изученного материала
Упр. 431 — комментированное письмо.
VI.    Занимательная лингвистика
Вспомните песенку из мультфильма про зайца-хвастунишку и найдите слова с чередованием:
Какой чудесный день,
Какой чудесный пень,
Какой чудесный я И все мои друзья!
(День — дня, пень — пня, друзья — друг — дружить.)
VII.    Подведение итогов
— Что такое варианты морфем?
Домашнее задание
1.    § 80, 81 (самостоятельно).
2.    Выписать из фрагмента стихотворения А.Н. Плещеева «Весна» слова с вариантами морфем, подобрать к ним слова с чередованием; обозначить морфемы с чередованием:
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar