Главная» 5 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 5 класс Урок 10. Правописание проверяемых согласных в корне слова
03.09.2016, 16:41
Урок 10. Правописание проверяемых
согласных в корне слова
Цели: закрепить умения сопоставлять фонетический облик слова с его написанием, обнаруживать орфограммы - согласные в корнях слов; развивать навыки фонетического разбора и разбора слова по составу, навыки работы с орфографическим и толковым словарями, мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ор¬фограммы в корнях слов; узнают алгоритм проверки; научатся применять правила; пользоваться орфографическим словарем;
 
выбирать языковые средства для высказывания своих мыслей; объяснять языковые явления.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.    Работа по карточкам, подготовленным дома.
(Ученики обмениваются карточками, вставляют пропущен¬ные гласные; далее - взаимопроверка.)
2.    Чтение предложений со словами на непроверяемые гласные в корне, запись лучших предложений на доске и в тетрадях.
III.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
Мы повторили правописание проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слова. Сегодня поговорим о соглас¬ных, вспомним «точки» применения орфографических правил.
—    Можно ли проверить согласные в корнях слов и, если мож-но, как это сделать?
—    Какие звуки и буквы называются согласными?
—    По каким признакам делятся согласные на группы?
—    Назовите парные согласные по глухости/звонкости.
—    Какие согласные всегда глухие?
Комментарий
Напомним, что все глухие согласные заключены в коротком шуточном диалоге:
—    Степка, хочешь щец?
-Фу!
—    Какие согласные всегда звонкие? (Й, л, м, н, р.)
—    Какие согласные всегда твердые? (Ж, ц, ш.)
—    Какие согласные всегда мягкие? (Й, ч, щ.)
2.    Фонетический разбор.
Просьба — 1 слога.
п — [п] — согласи., глух., тв.
Р — [р] — согласи., зв., тв. о — [6] — гласи., ударн. с — [з’] — согласи., зв., мягк.
ь-Н
6    — [б] — согласи., зв., тв. а — [а] — гласи., безударн.
7    букв, 6 звуков. ~    ~~
 
—    Почему на месте буквы «с» слышится звук [з’]? (Звук при¬обретает звонкость благодаря следующему за ним звонкому звуку [б].)
—    Назовите «точку» применения орфографического правила в слове просьба. (Это буква «с». Проверяем: просить, проси¬тель.)
—    Какой способ проверки мы применили? (Подбор однокорен¬ных слов.)
—    Какой еще способ проверки вы знаете? Подходит ли он для данного слова? (Примерный ответ. Изменение слова. Этот способ не подходит в нашем случае, так как во всех формах слова просьба сохраняется соседство букв «с» и «б».)
IV.    Закрепление изученного материала
1.    Прочитайте теоретические сведения, проведите самостоя¬тельные наблюдения (с. 22—23) и сделайте вывод.
Вывод. Непарные согласные л, м, н, р, хотя и являются звонки¬ми, не влияют на качество предыдущего согласного звука, поэто¬му подходят для проверки. Сравним: возьми и восьми. И звонкий [з], и глухой [с] сохраняют свое качество перед [м].
2.    Упр. 40 — комментированное письмо.
3.    Упр. 43 (устно 2—3 слова, далее ученики работают само¬стоятельно).
4.    Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 23, в тетрадь-сло¬варик; придумайте словосочетания с этими словами; проясните с помощью толкового словаря значение слов косьба, молотьба (большинство детей вряд ли знакомы с ними).
V.    Подведение итогов
Ответим на вопрос, заданный в начале урока: «Можно ли про¬верить согласные в корнях слов и, если можно, как это сделать?»
Домашнее задание
1.    § 9.
2.    Упр. 41,42.
3.    Рабочая тетрадь: задания 7 (с. 6), 10-12 (с. 8-9).
 
 
 

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 03.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar